Откуда булыжники на самарских улицах?

Ливень вскрыл старую брусчатку на проспекте Масленникова

Фото:

В Самаре идет капитальный ремонт проспекта Масленникова. В начале минувшей недели там велась фрезеровка поверхности асфальта. А в понедельник на город обрушился сильный ливень. Утром следующего дня самарцы, которые ехали по этой дороге на работу, с удивлением заметили, что в некоторых местах проспекта сквозь асфальт проглядывают булыжники. Сильные потоки воды смыли остатки асфальтового покрытия и обнажили старую брусчатку. «Репортер» решил заглянуть в историю, чтобы узнать, как менялись дороги в нашем городе.   

Вплоть до середины XIX века улицы в Самаре были немощеными, глинистыми, известковыми или вовсе песчаными. Только при втором самарском губернаторе Константине Гроте с его немецкой педантичностью и дотошностью в городе начались не виданные до того момента работы по благоустройству городской территории. Первые камни на самарские улицы были уложены в мае 1856 года на улице Дворянской (ныне улица Куйбышева) в районе Алексеевской площади.
До конца теплого сезона Дворянскую удалось покрыть булыжником на протяжении трех кварталов. Однако в целом мощение улиц в Самаре из-за недостатка финансирования шло очень медленно.
Так, в мае 1863 года, уже при губернаторе Николае Замятнине, коммунальная комиссия городской управы смогла отчитаться перед думой лишь о том, что в течение семи лет удалось покрыть булыжником только некоторые из центральных самарских улиц, да и то частично.
Все попытки дореволюционной городской думы возложить укладку камня на владельцев прилегающих домов так успехом и не увенчались. Хозяева всячески уклонялись от этой обременительной обязанности, в том числе, и откупались от чиновников взятками, существенно меньшими по размерам, нежели стоимость работ по укладке булыжника. А за счет городской казны мостились, в первую очередь, центральные улицы Самары, где проживало купечество и дворянство, располагались богатые магазины с зеркальными витринами и дорогими товарами. При этом в небольших переулках и проездах укладка камня постоянно откладывалось на неопределенный срок.
Так или иначе, но к Октябрьскому перевороту 1917 года в Самаре частично или полностью оказались замощены улицы Дворянская, Панская, Саратовская, Заводская, Льва Толстого, Алексеевская, Вознесенская, Ильинская, Соборная и некоторые другие, а также Алексеевская площадь и даже часть Воскресенской площади. Затем в течение первого десятилетия советской власти проблемами благоустройства в нашем городе почти никто не занимался.
Возвращение к вопросу о твердом покрытии самарских улиц произошло только к началу 30-х годов, когда в Самаре началось строительство новых общественных зданий, в первую очередь, комплекса на месте будущей площади имени Куйбышева.
Именно здесь, а также на прилегающем к этому месту участке улицы Рабочей и на площади Чапаева в 1937 году впервые в нашем городе было уложено асфальтовое покрытие. Но в больших масштабах ведение таких работ в Куйбышеве в то время оказалось невозможным из-за полного отсутствия у нас асфальтобетонных заводов.
По этой причине благоустройство улиц в районах жилищного строительства, особенно на окраинах города, в то время все еще шло по старинке.
В частности, заводу им. Масленникова, который в 30-х годах начал возводить жилые дома на месте дачного поселка, расположенного вдоль нынешнего проспекта Масленникова, проезжую часть улицы пришлось покрывать булыжником. Именно так был замощен и перекресток этого проспекта с нынешней улицей Мичурина.
Первые же крупные асфальтобетонные заводы в нашем регионе были возведены Управлением особого строительства в годы Великой Отечественной войны. Все они располагались на Безымянке, в непосредственной близости от здешних авиационных производств.
В связи с этим асфальт на нижнем отрезке нынешнего проспекта Кирова и на улице Победы тогда появился даже раньше, чем на многих улицах старого города. В послевоенные годы площадь дорог с твердым покрытием в Куйбышеве продолжала увеличиваться, чему способствовало строительство в его окрестностях еще нескольких асфальтобетонных заводов.

Версия для печати