Паромы бросили якоря

После крушения на Волге теплохода «Булгария» четыре судна в Самарской области поставили на прикол

Капитан СП-103 Андрей Елягин уверяет, что все недочеты на пароме уже устранены
Владимир Оленин, как и многие водители каждый день стоит в пробке на пути к причалу «Октябрьский спуск»
В рубке «Петра Алабина». Старший электромеханик Александр Стрекопытов уверен, что судно полностью исправно

В Тольятти сейчас «отдыхают» паромы «Усолье» и «Ведущий», в заливе у села Рождествено – теплоход «Петр Алабин» и паром СП-103. На днях простоявший без дела неделю самарский паром «Бурлак-1», чья эксплуатация также была приостановлена, вышел в рейс. Тем временем в Самаре по вечерам на прилегающих к пристаням улицах возникают огромные пробки — желающих переправиться за Волгу с машиной меньше не стало, паромов же осталось два вместо прежних трех.
 
Под горячую руку
Брата-близнеца затонувшей 10 июля «Булгарии» - дизель-электроход проекта 785 «Петр Алабин» - «Репортер» обнаружил в живописной гавани у села Рождествено. До 2021 года она на правах аренды принадлежит фирме ООО «Волжские путешествия», учредителем и директором которой является Михаил Киселев. Он же - владелец «Петра Алабина». На борту судна нас встретил его заместитель Михаил Медведкин.
- «Алабин» простаивает необоснованно, - считает он. – На борту есть все необходимые документы. Судно в отличном состоянии. Оно проверялось многими комиссиями. Да, с «Булгарией» случилась беда. Но за что наказывать наш экипаж, который честно относится к своему труду? Люди остались без работы.
Медведкин уверен, что прибудь их судно тогда в какой-то другой порт, отношение проверяющих было бы иным. А «Петр Алабин», совершавший четырехдневный круиз «Самара - Казань - Чебоксары - Ульяновск — Самара», прибыл в столицу Татарстана на следующий день после трагедии с «Булгарией». И тут же попал в поле зрения всех надзорных инстанций.
Проверки затягивались. Организовавшей круиз турфирме пришлось отправить пассажиров «Петра Алабина» в Самару - кого на автобусах, кого на попутном теплоходе «Салават Юлаев».
- Зашли на борт молодые ребята, явно новички в речном деле, - рассказывает, как проверяли теплоход в Казани, старший электромеханик судна Александр Стрекопытов. - Один пальцем показывает: «А для чего эта труба?» Я отвечаю: «Это пиллерс». Тычет пальцем на другую трубу: «Почему свежей краской окрашена?» Я говорю: «Это гудок, рубку переделывали и покрасили». «А для чего гудок? Включите его». Один проверяющий взял бинокль, посмотрел и спрашивает: «Почему не работает?» Ему посоветовали перевернуть его другой стороной. Тогда он посмотрел и убедился, что бинокль исправен. Три дня нас мурыжили. У меня аж давление подскочило!
Ну, а некоторые местные жители отнеслись по-хамски, по-другому и не скажешь, к теплоходу и команде.
- Когда «Алабин» стоял в Казани, к судну подходили люди и обливали его вином, грязно оскорбляли экипаж, - сказал «Репортеру» старший помощник капитана Валерий Григорак.

Не в добрый путь
Проверяющие обнаружили на «Петре Алабине» неисправность радиолокационной станции, отсутствие свидетельства об испытаниях детских спасжилетов и несоответствие даты выпуска судна в свидетельстве о праве собственности. Там числилось, что «Петр Алабин» построен в 1995 году, а на деле его спустили на воду в 1955-м.
Это несоответствие Михаил Медведкин считает обычной опечаткой.
- Во всех других документах указана настоящая дата выпуска – 1955 год, - подчеркнул он. - И мы гордимся, что наше судно полностью исправно в таком возрасте. Свидетельство по спасательным жилетам мы получили, а неисправность локатора быстро устранили.
Поскольку руководство «Волжских путешествий» считало «Петр Алабин» полностью исправным, было решено получить разрешение на возвращение в Самару.
- Мы получили в речном регистре свидетельство на разовый переход из Казани в Самару, получили добро на выход от судоходного инспектора Казани, - объясняет Медведкин. - И 15 июля отправились в путь. Но прокуратура в устной форме приказала начальнику ЛОВД догнать наше судно и вернуть. Он подошел к нам на «Метеоре» и заявил, что у него есть устное распоряжение остановить судно и вернуть в порт. Мы ему предъявили все имеющиеся у нас документы. Он с ними ознакомился, сообщил руководству по телефону, что оснований задерживать судно у него нет, и уехал.
Однако и.о. транспортного прокурора Татарстана Руслан Цечоев направил в суд иск к Волжскому государственному бассейновому управлению водных путей и судоходства и к судовладельцу с требованиями запретить эксплуатацию «Петра Алабина». В итоге по факту самовольного ухода теплохода было возбуждено уголовное дело по статье УК РФ 330 «Самоуправство».
- Следствие установит законность действий и владельца судна, и капитана, - сообщил «Репортеру» Руслан Цечоев. - Если вина их будет доказана, то их ждет наказание в виде штрафа или исправительных работ.

Люди в шоке
Трагедия с «Булгарией» не на шутку многих напугала. По словам директора компании «ВолгаФлотТур» Елены Борискиной, люди отказываются от круизов каждый день. Турагентства Самары несут большие убытки.
- Отказов очень много, - говорит Елена Борискина. - Если на прошлой неделе я считала, что рынок речного туризма рухнет на 30%, то на этой неделе могу сказать, что эта цифра увеличивается.
- Наше турагентство вернуло 1,5 млн рублей за путевки на теплоход «Петр Алабин», проданные до сентября. У людей началась паника, - подтвердила слова коллеги директор компании «Спутник-Гермес» Наталья Денисова.
По ее словам, многие туристы «Петра Алабина», которые плыли тем злополучным рейсом, подали на их компанию в суд за испорченный отдых.

Шлюпки спускали, насосы проверяли
В Самаре сейчас работает межведомственная комиссия, которая проверяет на безопасность все пассажирские суда, приписанные к городу.
К 22 июля, как сообщил «Репортеру» член комиссии – руководитель Самарского линейного отдела управления государственного морского и речного надзора Ространснадзора Александр Володченко, проверено 36 судов. Эксплуатация четырех была запрещена. Это тольяттинские паромы «Усолье» и «Ведущий» и самарские СП-103 и «Бурлак-1».
- Осматривали причалы, шлюпки спускали, жилеты считали,- рассказал «Репортеру» капитан СП-103 Андрей Елягин. - Мотоботы заводили, якоря отдавали. Еще проверяли пожарные насосы, насосы осушения, насосы пенотушения.
По словам капитана, проблемы были в основном с документацией. Все недочеты, по его словам, устранены.

Народ дерется за место в очереди
- Сейчас на переправе остался только паром «Окский», - продолжает Елягин. - Он вмещает 40-45 машин. Примерно как СП-103. «Окский» идет до Октябрьского спуска полтора часа, а мы до Ульяновского - 15-20 минут. «Окский» делает четыре рейса в сутки, а мы девять.
«Пропажа» двух паромов сильно ударила по самарцам. На улице лейтенанта Шмидта, которая спускается к причалу «Октябрьский спуск», куда пришвартовывается «Окский», каждый день столпотворение. Очередь желающих переправиться растягивается до Ново-Садовой.
- У людей нередко сдают нервы, - поведал нам водитель грузовика ЗиЛ «Бычок» Владимир Оленин. - Некоторые лезут без очереди, доходит до драк. И в Рождествено тоже огромная очередь на переправе. Я на той неделе разгрузил там продукты в магазине и обратно в Самару переправиться не смог. Не хватило места на пароме. Мне пришлось ночевать там. Хоть бы еще один паром запустили...
Просьба водителя Оленина была услышана. 22 июля, после недельного простоя, судоходная инспекция дала добро на эксплуатацию «Бурлака-1». Вечером того же дня он вышел в рейс.

Речные таксисты не исчезли
Сложности с переправой на другой берег Волги, похоже, возникли только у водителей. Пешим же доехать до Рождествено не составляет труда. Людей возят и рейсовые суда, и нелегалы.
Кстати, как доложили 20 июля на очередном совещании межведомственной комиссии, после проверок с пристаней исчезли перевозчики на катерах. Но «Репортер» их нашел легко и в большом количестве.
Ульяновский спуск, толпа жаждущих перебраться на другой берег Волги без проблем пользуется плавсредствами.  Проезд до Рождествено на 10-местной лодке стоит 50 рублей с человека в один конец. На 4-местной «билет» стоит 100 рублей, ночью — 200-300.
В тот момент у «Дна» стояло судно ПС. Но желающих ехать на нем было немного. Люди шли договариваться с лодочниками.
- «Пээска» идет до Рождествено долго, - призналась одна из пассажирок моторки. - На лодке намного быстрее доезжаешь.

Версия для печати