5-летние двойняшки Никита и Даниил Сабировы и их бабушка, 54-летняя Людмила Петровна, были похоронены в Казани 14 июля. Вместе с ними утонула и родная сестра-двойняшка самарчанки - Татьяна Кочнева.
«Страшную новость от меня долго скрывали»
62-летняя Наталья Тютеркова, бабушка погибших мальчиков со стороны их мамы - Анны Сабировой, о гибели близких людей узнала незадолго до того, как спасатели подняли их тела на поверхность.
- Родственники и друзья долгое время скрывали от меня страшную новость, боялись за мое здоровье, - говорит Наталья Ивановна, вытирая слезы. - Но как такое скроешь?.. Люда была порядочная, добрая женщина, безумно любила наших внуков Никитку и Даниила. Мальчики были разносторонне развиты. Любили животных, относились к ним бережно и души не чаяли в своей кошке. Вот только читать Никита и Даниил не особо любили. Анечка со мной консультировалась, как привить детям любовь к чтению. Я советовала ей проводить короткие занятия по 15 минут в игровой форме. Все-таки я много лет проработала учителем младших классов.
Никита и Даниил, по словам Натальи Тютерковой, каждое лето гостили в Казани. Там у них много родственников, в том числе Татьяна Кочнева - сестра-двойняшка их бабушки Людмилы. В этом году свой день рождения - 11 июля - бабушки планировали отметить речной прогулкой. И взяли с собой в путешествие на «Булгарии» любимых внучат...
На заседании регионального кабинета министров принято решение оказать материальную помощь семье Сабировых - 900 тысяч рублей.
Спасателям нужна помощь
«Булгария» ушла под воду за две-три минуты... Известие о крушении пассажирского судна потрясло всю страну. Для поиска тел погибших отправились спасатели из разных городов страны. Среди них были и восемь наших земляков.
«Репортеру» встретился с ними в ночь на 16 июля, сразу после того, как они вернулись в Самару.
Уставшие от нескольких напряженных суток работы в воде у затонувшего судна они сразу приехали в самарский офис ПСС. Здесь их встречали глава областного МЧС Юрий Иванов и журналисты.
- Мы в порядке, только вымотались сильно, - сказал встречающим, выходя из машины, начальник поисково-спасательной службы Самарской области Олег Моцарь.
По его признанию, эти работы ему и коллегам-водолазам еще долго не забудутся. Сначала они обследовали палубы. Потом коридоры, там искали тела погибших людей. Вокруг все было завалено обломками мебели, досками, размокшими вещами пассажиров. Среди всего этого мусора нужно было найти тела погибших, которых на берегу ждали родственники и близкие.
- Поиски проходили в очень сложной обстановке из-за нулевой видимости под водой, да и пробираться через лабиринты корабля было тяжело, - рассказывает Олег Моцарь. - Только на третий день нашли схему корабля. Теперь я сумею ее нарисовать по памяти, наверное, и через год. Работали почти без перерывов. Никто не смотрел на часы. Прекращали погружения и поиски лишь тогда, когда уставали до такой степени, что могли совершить ошибку.
Как отметил Юрий Иванов, вести такие работы сложно и в эмоциональном плане.
- Из 114 тел, поднятых с «Булгарии», было 68 женщин и 24 ребенка, - сказал он. - Вы понимаете, о чем я?.. Спасателям понадобятся психологическая помощь и отдых. Им нужно пройти курс реабилитации после увиденного.
Впрочем, работу самарских спасателей, которые, кстати, протянули руку помощи татарским коллегам добровольно, отметили на высоком уровне. Водолазов и их командира благодарили власти Татарстана. Кроме того, они получили награды.
Прерванный круиз
Трагедия повлекла за собой тотальные проверки пассажирских судов. В Казани был остановлен и самарский теплоход «Петр Алабин» - брат-близнец «Булгарии». Пассажиров высадили и отправили по домам. Кого на автобусах, кого - на другом корабле.
13 июля в Самару вернулась первая часть пассажиров «Петра Алабина», эксплуатируемого туристической компанией «Спутник-Гермес». 70 человек доставлены домой двумя специально нанятыми автобусами. А на следующий день на теплоходе «Салават Юлаев» прибыли остальные туристы.
В соответствии с маршрутом, «Петр Алабин» должен был пройти от Самары до Казани, зайти в Чебоксары и Ульяновск, а потом вернуться назад. Но в речном порту столицы Татарстана судно задержали для технического осмотра. Дело в том, что главное управление Российского речного регистра ограничило районы плавания транспортных и круизных пассажирских судов проекта 785 (типа «Булгарии») до окончания расследования катастрофы.
По данным казанских силовиков, в ходе проверки установлено, что «Петр Алабин» вышел в рейс с неисправной радиолокационной станцией, а также без свидетельства об испытаниях детских спасательных жилетов.
Кстати, по информации сайта Речного флота России, всего в стране эксплуатируется 36 теплоходов этого типа. Из них - два судна в Самаре: «Карелия» (она сейчас выставлена на продажу) и «Петр Алабин».
- Два дня мы провели в этой «плавучей гостинице», - вспоминает Владимир Буянов, житель Оренбурга. - К сожалению, круиз, которого мы так долго ждали, был испорчен. Мы не заходили ни в Чебоксары, ни в Ульяновск, как было запланировано. Нам выдали на руки справки о том, что речная прогулка была прервана, и в ближайшие дни должен решаться вопрос о материальном возмещении. Хорошо, что нас приютил «Салават Юлаев». А вообще, я считаю, что «Петра Алабина» задержали зря: корабль был исправен, команда прекрасная.
Жительница Краснодара Нина Ищенко плыла на теплоходе «Петр Алабин» к своей самарской подруге.
- Сейчас в Казани многие несут цветы на набережную, опускают венки в воду, - вспоминает она. - Вчера, когда мы проплывали место трагедии, теплоход остановился, и все почтили память погибших минутой молчания.
По словам Владимира Буянова, атмосфера в Казани царит крайне тяжелая.
- Мы двое суток стояли у причала и видели, как на берег на носилках доставляют трупы, - рассказывает он. - Особенно тяжело было видеть прикрытых простыней погибших детей. По воде плыло очень много цветов. Это просто дикость какая-то: столько людей погибло, столько детей!
Утром 16 июня «Петр Алабин» пришел порожняком в Самару. Что с ним будет дальше - пока непонятно.
- По факту «побега» самарского теплохода из порта Казани решается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 330 УК РФ «Самоуправство», - заявил 16 июля и.о. Татарского транспортного прокурора Руслан Цечоев.
Оказывается, Вахитовский районный суд 15 июля вынес решение о запрете эксплуатации «Петра Алабина». Как сообщил Руслан Цечоев, информация о постановлении суда была доведена до сведения капитана судна и руководства фирмы-арендатора. Однако теплоход покинул Казань и направился в Самару.
Проверяют всех
После трагедии «Булгарии» по всей России началась тотальная проверка судов. В Самаре специалисты межведомственной комиссии должны проинспектировать весь речной транспорт. Срок - до 21 июля. А это 104 судна и рейсовые теплоходы, чей путь лежит через Самару.
Проверке подвергнется вся документация: свидетельства о годности к плаванию, лицензии и акты освидетельствования, судовые журналы, а также состояние спасательных средств (шлюпок и плотов, спасательных жилетов), исправность аварийной сигнализации.
- Пока проверки не выявили каких-либо грубых нарушений, но если таковые будут, мы можем приостановить деятельность судна и не выпустить его в рейс, - говорит руководитель контрольно-ревизорского управления минтранса Самарской области Константин Елфимов. - Мы столкнулись только с одним мелким нарушением, от которого не зависит безопасность пассажиров: на одном из «Омиков» не было в наличии некоторых документов.
12 июня комиссия проверила и теплоход «Козьма Минин», следовавший по маршруту Пермь — Казань - Самара — Волгоград - Пермь. Нарушений на нем обнаружено не было.
По словам капитана судна Антона Карпова, пассажирский речной транспорт в России в основном «возрастной».
- Есть теплоходы и 30-х годов постройки, но это не главное, - считает Минин. - Все зависит от судовладельца, который должен поддерживать судно в отличном техническом состоянии. Это основа безопасности пассажиров.
«Репортер» поинтересовался у пассажиров «Козьмы Минина», не боятся ли они плавать после катастрофы «Булгарии».
- Если суждено сгореть, не утонешь, - с улыбкой говорят Елена и Сергей Постниковы, путешествующие с тремя своими детьми. - К тому же, мы доверяем команде нашего теплохода. Перед отплытием капитан судна общался с пассажирами, и нас уверили, что судно прошло все необходимые проверки и его техническое состояние не вызывает никаких вопросов.
«На такой теплоход влезет 2 тысячи человек!»
Чтобы выяснить, почему мог затонуть теплоход «Булгария», «Репортер» решил найти судно такого типа у нас в Самаре и попросить кого-либо из профессионалов речного флота рассказать об особенностях таких кораблей и возможных причинах ЧП.
Дизель-электроход «Карелия» уже пятый год стоит на приколе в затоне «Новая гавань» судоремонтного завода, что под Молодогвардейским спуском. Ходят слухи, что его собираются продавать.
Возле «Карелии» «Репортер» встретил мужчину лет шестидесяти. Он представился Константином Ивановичем. Как выяснилось, в 60-х годах он закончил Куйбышевский речной техникум, более 40 лет отработал на местном пассажирском флоте и последние 32 года ходил капитаном на «Омиках». И хотя на таких судах, как «Булгария» и «Карелия» он не работал, знает о них очень много.
Константин Иванович не верит в то, что быстрому затоплению «Булгарии» способствовал демонтаж водонепроницаемых переборок в трюме, обеспечивающих непотопляемость.
- Не возможно, чтобы на судне не было ни одной водонепроницаемой переборки, - ворчит опытный речник. - Они должны разделять трюм на несколько изолированных частей, и если будет пробит и заполнится водой один из отсеков, соседние останутся сухими, и корабль спокойно продолжит путь. Все переборки отмечены в регистре - требовании по эксплуатации конкретного судна. Перед рейсом о соответствии судна регистру в журнале расписываются капитан и другие члены экипажа. Перепланировки на корабле допустимы, но они не должны влиять на мореходность и безопасность самого судна.
По словам Константина Ивановича, «Булгария» не могла затонуть и вследствие перегрузки.
- Судно рассчитано на двести с лишним человек, - говорит речник. - Но взять на борт оно может гораздо больше. В 1969 году, когда я учился в Куйбышевском речном техникуме, здесь, в «Новой гавани» проходили испытания «Карелии» на загрузку. Нас, курсантов, пригнали сюда и равномерно загружали во все помещения корабля. В итоге в «Карелию» уместилось две тысячи человек! При этом судно уверенно держалось на плаву, а когда запустили двигатели, тронулось с места. И 2000 человек - это не рекорд, а просто испытания. Туда еще больше народу можно загрузить. Поэтому для такого судна, как «Булгария» ил, «Карелия», и 300 человек - нет ничего, и 500 человек - плевое дело. Поэтому о перегрузе как о причине катастрофы говорить смешно. Я вот на «Оме» работал. Там расчетная вместимость 178 человек. А я и по 300 возил, особенно в выходные дни. И ничего.
«Булгарию» утопил порыв ветра»
Со слов Константина Ивановича, получается, что суда типа «Булгарии» вообще чуть ли не лучшие во всех отношениях. Но почему же тогда произошла трагедия? У бывалого речника есть свое мнение и по этому поводу.
- «Булгария» затонула из-за резкого порыва ветра, - считает он. - Я много раз проходил по Волге в том месте, где случилась катастрофа. Там у села Сюкеево при входе в водохранилище есть коварный поворот маршрута на 90 градусов, причем судно нужно выводить на середину водоема. Ширина Волги там семь километров. Там только по буям можно ориентироваться. Иногда в этом месте возникают сильные порывы ветра, вызывая большой разгон волны. Колебания воды до двух метров. И я думаю, когда «Булгария» повернула на 90 градусов, в этот момент резко поднялся ветер и подул судну в левый борт. Уйти от сильнейшего потока ветра капитан не смог, так как на судне, как говорят, отказала электрика. И корабль сильно завалился на правый борт. А иллюминаторы в трюме были не задраены. Их около 40 штук на каждом борту. Корабль черпанул воды и стал тонуть. В таком случае судно за две минуты может уйти под воду. Когда я был капитаном «Ома», случилась такая история. Мне нужно было идти в Рождествено. Я вышел от пристани из затона в Волгу. При выходе из узкого залива на широкий простор реки повернул вправо. И вдруг ветер как дунул! Волна капитанскую рубку захлестывала. Нужно было убрать борт из-под ветра. Шквалистый ветер - метров 18 в секунду - за 2-3 минуты может завалить судно на бок. Я успел тогда убрать борт от ветра, подставил корму и спас судно. Тогда я получил инфаркт и был списан по здоровью. Кстати, я потом узнал, что сильным порывом ветра у нас портовый кран завалило.
«Стаканы падали со столов»
Следствие еще не озвучило официальную версию гибели теплохода «Булгария». Однако в СМИ обсуждается немало причин трагедии.
Уже на следующий день после крушения представитель Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что судно могло утонуть из-за технической неисправности:
- Уже точно установлено, что при выходе из порта Казани у теплохода наблюдался крен на правую сторону и не работал один из двигателей. Однако, что именно послужило причиной крена, пока неизвестно.
Спасшиеся пассажиры уверяют, что во время трапезы стаканы съезжали со столов. Люди просили капитана прервать рейс, вернуться в порт, но тот был непреклонен. Якобы он получил указание «сверху» продолжать плавание.
Высказываются версии, что крен мог быть следствием не освобожденных канализационных емкостей и наличием топлива только в правом баке.
Генеральный директор фирмы владельца судна «Камского речного пароходства» Валерий Кирчанов говорит, что по правому борту таких судов располагаются две канализационные емкости общим объемом 30 тонн. И вообще, такого рода суда якобы всегда ходят с креном на правый борт. Но Кирчанов утверждает, что небольшой крен и даже проблемы с дизелем не могли привести к трагедии.
- На дизель-электроходах, коим являлась «Булгария», при одном неисправном двигателе все равно работают оба винта, - объяснят Кирчанов.
Версия с перегрузом судна, который мог привести к опрокидыванию теплохода, также быстро отпала. Выяснилось, что на «Булгарии» было меньше людей, чем она может перевозить.
Многие эксперты считают, что затопление судна могло начаться в штормовую погоду через иллюминаторы, которые по конструктивным особенностям судна располагающиеся очень близко к ватерлинии. Иллюминаторы могли быть открыты в связи с отсутствием кондиционеров. И если был допущен какой-то крен – от резкого порыва ветра или неудачного маневра, судно могло черпануть воду.
Электромеханик «Булгарии» Василий Байрашев, выживший после аварии, рассказывал, что капитан Александр Островский до последнего момента пытался совершить маневр, чтобы оставить судно на плаву.
- Он искал возможность повернуть теплоход на ветер, - говорит Байрашев. - Крен бы был на левый борт, и заливать судно бы перестало. Но фактически это уже было невозможно сделать.
И еще один любопытный факт. В Генпрокуратуре заявили, что у арендатора «Булгарии» - ООО «Аргоречтур» - не было лицензии на перевозку пассажиров.
К каким выводам придут правоохранители - покажет время. А пока глава СК РФ Александр Бастрыкин на совещании у президента России сообщил, что в связи с крушением «Булгарии» возбуждены три уголовных дела:
- Первое уголовное дело квалифицируется как нарушение правил эксплуатации транспортных средств, повлекшее тяжкие последствия. Затем мы расследуем нарушение правил оказания услуг, которое повлекло серьезные последствия. И, наконец, третье дело, которое мы возбудили, - это дело о неоказании помощи людям, терпящим бедствие (в момент трагедии мимо «Булгарии» прошло два судна — Прим. «Репортера»).
Трагедия на Волге
Трое самарцев оказались среди погибших пассажиров затонувшего 10 июля на Волге теплохода «Булгария»