Несчастных погорельцев временно разместили в санаториях, социальных гостиницах и на турбазах города. Жители сгоревшей девятиэтажки до сих пор пребывают в состоянии сильнейшего шока. У многих пошатнулось здоровье: сдали сердце и нервы. К тому же, погорельцев продолжают волновать такие моменты: безопасно ли возвращаться в дом, устойчивость которого до сих пор остается под вопросом, будет ли сделан ремонт в квартирах, и кто из них получит компенсацию. И правда ли то, что дом загорелся из-за неисправной проводки, или все-таки трагедия произошла по вине владельца вспыхнувшего как спичка магазина ООО «Кооператор», находящегося на первом этаже здания?
Огненная ловушка
Для многих жильцов дома №128 на пересечении ул. Ново-Вокзальной и Фадеева 6 мая стало самым страшным днем в жизни. В 10.53 на пульт дежурного МЧС по Самарской области поступил первый звонок: жители сообщили, что загорелся магазин «Кооператор», расположенный на первом этаже. Уже через шесть минут к месту пожара прибыло первое подразделение спасателей. Но за это время огонь успел перекинуться на жилые этажи дома, распространяясь вверх в трех направлениях. Кто-то успел выскочить в чем был, но большинство жильцов оказались заперты в ловушке из огня и дыма.
- Я почувствовала какие-то толчки, как при землятресении, и, выглянув в окно, заметила, что здание окутывает дым, - вспоминает Лидия Кузьмина. - Добежала до второго этажа - а там все в дыму. Я надышалась, закашлялась и не смогла спуститься ниже. Побежала к лифту. Знала, что им при пожаре нельзя пользоваться, но другого выхода у меня не было. К счастью, я смогла доехать в нем до первого этажа.
А вот живущие на третьем этаже 80-летняя Анастасия Тремасова и ее дочь, 60-летняя Надежда Никонова, выбраться не успели.
- У тети Насти вместо ноги был протез, - рассказывет их соседка Нина Николаевна. - Самой ей ходить было тяжело. Надя пыталась ее вытащить, но это было нелегко: тетя Настя была довольно полная. Они обе задохнулись.
«Сильнее горело только ГУВД»
Изначально сообщалось о шести погибших на пожаре. Но позже один из мужчин чудесным образом «ожил».
- Пострадавший был без сознания, и милиционеры посчитали его умершим, - сообщил начальник оперативного отдела Самарского областного Центра медицины катастроф Юрий Гавриленко. - Приехавшие на место ЧП медики осмотрели его и поняли, что человек жив.
Тогда было официально объявлено о пяти погибших, но «Репортеру» удалось выяснить, что еще одну женщину не сразу внесли в список. Сын погибшей 76-летней Валентины Сорокиной Олег рассказал, что мама погибла одной из первых.
- Соседи говорят, что она самостоятельно вышла на улицу и упала замертво прямо около подъезда, - сказал Олег Сорокин. - Мы нашли ее тело только в 11 вечера в морге. Обратились в штаб, и 12 мая ее имя внесли в список погибших.
Пламя было полностью потушено в 13.54. По словам начальника пресс-службы МЧС по Самарской области Михаила Метелкина, такого крупного пожара в Самаре не было очень давно. По уровню сложности ему был присвоен 3 номер из четырех возможных.
- За 27 лет работы я помню, пожалуй, только один такой пожар - в 1999 году в здании ГУВД, - признался Метелкин.
Психологическую помощь пострадавшим оказывали прямо около горящего здания, в больнице имени Пирогова и в школе №3, находящейся неподалеку, на улице Фадеева. Всего в больницы города поступили 14 человек.
13 мая в больнице им. Калинина оставались двое пострадавших при пожаре.
- Это две женщины, которых накануне перевели из реанимации в обычные палаты, - сообщила «Репортеру» завотделением токсикологии Наталья Вехова.
«Я понял, что это конец»
Жительница квартиры на 6 этаже Ольга Денего до сих пор не может прийти в себя. С годовалым сыном она оказалась в безвыходной ситуации.
- Когда квартира начала заполняться едким дымом, я схватила ребенка и вместе с соседкой выбежала на лестницу, - вспоминает она. - Там мы увидели, как вниз бежит девушка, прижимая к груди малыша. Как мы потом узнали, на нижнем этаже она поскользнулась, упала и выронила ребенка. Их вытащили спасатели… Мы посмотрели вниз: там все было окутано чернотой, поэтому мы побежали на последний этаж, где был выход на крышу. Но крышка люка оказалась заперта на замок… В ужасе мы увидели, как к нам стал подступать дым. Наше состояние невозможно передать. Это был настоящий ад! Молишь все высшие силы, лишь бы твой малыш остался жив…Мы погибли бы, если бы нас не спас сосед с 9 этажа: он выломал замок и вывел нас на крышу.
Еще трагичнее развивались события для семьи Галкиных, чья квартира находилась на 4 этаже. Анна разбудила мужа Дмитрия в 11 часов утра и сказала, что кто-то бьет стекла. Выглянув в окно, супруги увидели, что их дом окутан черным дымом.
- Сейчас говорят, что пожар произошел из-за замыкания проводки, но свет в доме горел до 12 часов дня! - восклицает Дмитрий. - Осознав, что бежать уже некуда, мы закрылись в дальней комнате. Наша малышка, годовалая Даша, играла на полу. Маленькая, она не понимала, что происходит. Я выбежал на балкон и в то время, когда не было порывов ветра, кричал: «Спасите нас!». Но пожарные снизу крикнули мне в ответ, чтобы я закрыл окно, что до нас огонь не дойдет… Дым стал заполнять всю нашу квартиру. В этот момент я понял, что это конец. Выглянув в очередной раз в окно, я на вытянутых руках держал нашего карапуза и умолял, чтобы спасли хотя бы дочку. То ли это помогло, то ли то, что приехала первая съемочная группа с телевидения, но нас чуть ли не с другого конца дома заметили двое пожарных. Они поднялись наверх, но у них не было для нас противогазов или масок. Поэтому одну они отдали моей супруге, а ребенку прикрыли лицо мокрым полотенцем, спрятали за пазуху и вывели. А я остался один в комнате и через минуту потерял сознание.
Дмитрий пришел в себя уже на втором этаже дома: пожарные вернулись с маской и вынесли его на улицу.
Ненадежный дом
До сих пор Анна Галкина не может спокойно спать.
- Первые дни я постоянно плакала, был нервный срыв, - рассказала она. - А теперь мне каждую ночь снятся кошмары: как будто мы с мужем и ребенком в огне, дым вокруг, и мы не можем выбраться. Я больше в этот дом ни ногой, просто боюсь там жить.
Опасения молодой девушки вполне объяснимы: в сгоревшем здании сильно повреждены несущие конструкции, полы в квартирах покосились, и местами образовались дыры. Сейчас в выгоревшем дотла магазине «Кооператор» идут работы по укреплению колонн и несущих конструкций здания.
- Мы считаем, что нам должны предоставить документы о том, в каком состоянии находится здание, - говорит погорелец Андрей Воган. - Ежедневно на доме и внутри появляются трещины. Мы не видим объективных причин тому, что дом может сложиться как карточный домик. Но мы не специалисты и должны услышать мнение экспертов. Хотелось бы получить план от администрации города, какие работы будут проведены и в какие сроки. Для нас это очень важно.
На проведение укрепляющих работ 8 мая со строительства Кировского моста на место ЧП была перекинута бригада компании «Волгаспецстрой».
- Сейчас опасности, что здание обрушится, нет, - сообщил прораб Максим Тюрин. - Но, поскольку оно подверглось воздействию высокой температуры, нужно на всякий случай перестраховаться.
В течение первых нескольких дней на место пожара постоянно приезжали арендаторы площадей в ООО «Кооператор». На фоне сильнейшего стресса многие не могли сдержать эмоций.
- Одна женщина посмотрела на пепелище и расплакалась, - рассказал Максим Тюрин. - Потом еще часа полтора простояла около места пожара в слезах.
Предварительно здание было признано пригодным для эксплуатации. Но точные результаты будут известны только после того, как обследование здания закончит специальная экспертная комиссия. Также сейчас решается вопрос по ремонту самого дома и пострадавших квартир. В пресс-службе городской мэрии «Репортеру» сообщили, что администрация выходит с просьбой к областному правительству, чтобы на реконструкцию здания были выделены деньги из резервного фонда оказания помощи в чрезвычайных ситуациях. В ближайшие несколько дней будет подготовлена сметная документация. А вот вопрос по ремонту квартир пока остается открытым. Поэтому жильцы опасаются, что собственникам жилья придется восстанавливать квартиры полностью за свой счет. А пока многие погорельцы отмывают квартиры от копоти, выбрасывают сгоревшие и пропахшие копотью мебель и технику. Им помогают небезразличные к трагедии жители Самары, которые приносят пострадавшим белье, посуду, чистящие средства.
Версии пожара
В администрации Самары «Репортеру» сообщили, что компенсации получат жильцы 123 квартир. Выплату денег должны начать в ближайшие дни. Из городского бюджета уже выделены 3 миллиона 945 тысяч рублей. Семьи погибших и владельцы выгоревших квартир получат по 100 тысяч, частично утратившие имущество - по 60 тысяч, а владельцы остальных пострадавших квартир - по 10 тысяч рублей. Кроме того, 12 мая на заседании регионального кабинета министров было принято решение о выделении из резервного фонда материальной помощи сверх уже озвученных сумм. Семьям погибших выделят по 300 тысяч рублей, жильцам, получившим тяжкий и средний вред здоровью, - по 200 тысяч. А пострадавшим с легкими повреждениями перечислят из областного бюджета по 100 тысяч рублей. Также по 100 тысяч рублей будет выделено семьям, чье имущество пострадало в результате пожара.
До 6 июня будет продолжаться проверка по факту пожара, которая проводится следственным управлением при УВД Самары. Возбуждено уголовное дело по ст. 219 ч. 3 УК «Нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц». По предварительной информации, полученной от источника в ГУВД по Самарской области, пока существует одна версия произошедшего: огонь возник из-за замыкания проводки. В то же время среди погорельцев бытует мнение, что «Кооператор» загорелся не просто так. Среди версий есть и просто поджог, и взрыв бытового газа, и даже предположение, что пожар стал следствием разборок между владельцем «Кооператора» и некими преступными элементами. По некоторым сведениям, директор ООО уже был допрошен сотрудниками полиции в качестве свидетеля, но полученные от него сведения остаются тайной следствия.
Также многие погорельцы утверждают, что жертв пожара было намного больше. По их словам, количество погибших колеблется от 7 до 20 человек. Якобы в подсобном помещении «Кооператора» жили гастарбайтеры, которые и стали первыми жертвами пожара. Но в официальных списках погибших их, естественно, нет.
Где жить?
А пока следователи ищут причины пожара, некоторые погорельцы продолжают сталкиваться с новыми проблемами. 13 мая «Репортеру» стало известно, что Дмитрия и Анну Галкиных вместе с их годовалой дочкой Дашей и остальных погорельцев, которых временно разместили на турбазе «Волжанка» в поселке Царевщина, попросили освободить помещение до обеда 16 мая. Депутат городской думы Виктор Воропаев, которому и принадлежит турбаза, объяснил, что дальнейшим размещением этих 13 человек должна заняться администрация Самары.
- На тот момент, когда произошла беда, мы предоставили возможность проживания на турбазе, - сообщил Виктор Воропаев. - Тогда я изыскал необходимые средства, но я не могу их бесконечно содержать, все, что мог, я уже сделал. К тому же, к заезду на турбазу готовится большая группа отдыхающих.
С помощью администрации Самары на днях был решен вопрос с дальнейшем размещением погорельцев. Всех их поселят в муниципальный пансионат «Здоровье», что на улице Советской Армии.
Погибшие при пожаре
Валентина Сорокина
Любовь Жеребникова
Анастасия Тремасова
Надежда Никонова
Тамара Гурина
Геннадий Почикайло
.