Дети попали в сети

В российских школах к 2012 году появятся электронные дневники

Фото:

Уже через два года утаить от родителей плохую оценку школьникам не получится. Через пару лет по заданию президента России Дмитрия Медведева у каждого учащегося появится электронный дневник. И здесь уже страницу не вырвешь, двойку не исправишь. Сейчас эксперимент по внедрению этой новинки проходит в трети российских школ. В их число попали все учебные заведения среднего образования Тольятти. «Репортер» решил выяснить, как к нововведению относятся и педагоги, и ученики, и родители.

Он-лайн контроль
Еще в конце 2006 года министерство образования и науки Самарской области внедрило комплексную информационную систему АСУ РСО, которая объединила в единую сеть все школы и органы управления образования в пределах города, сельского или городского района. Тем самым формируется единое муниципальное информационное образовательное пространство.
Физически вся информация размещается на одном сервере. Каждый пользователь образовательного учреждения (директор, завуч, ученик, учитель и т.д.) и родители школьников получают индивидуальные пароли и могут входить в систему с любого компьютера, подключенного к Интернету. Благо сейчас у каждой школы есть свой сайт. Таким образом, находясь дома или на работе, мамы-папы получат возможность отслеживать успеваемость и посещаемость своего ребенка, общаться с преподавателями и администрацией школы. А сам школяр может удаленно получать домашние задания, просматривать свой электронный дневник.
При этом права доступа к информации ограничены. То есть сведения о других одноклассниках остаются закрытыми, и родители застрахованы от того, что о способностях их ребенка будет судить кто-то другой.
Конечно, электронными журналами АСУ РСО не ограничивается. В первую очередь система создавалась для того, чтобы автоматизировать процессы сбора, хранения и анализа статистической информации.

Скрывают от родителей
На данный момент в губернии пилотной площадкой по внедрению электронных дневников выбран Тольятти. С 1 сентября 2007 года опробовать новую систему рискнули лишь отдельные школы. Постепенно виртуальная сеть разрасталась, и на сегодняшний день к ней подключены 93 образовательных учреждения. И все же, как узнал «Репортер», отношение к новинке в Тольятти неоднозначное.
- Электронные дневники в принципе удобны, но для учителей - это однозначно дополнительная нагрузка, - говорит учитель иностранного языка школы №14 Светлана Рысина. - Вы только представьте, сколько нужно времени, чтобы внести в базу все оценки. Тем более что еще не все учителя уверенно владеют Интернетом. Да и компьютеры в школах старые, «зависают». Многим приходится делать эту работу дома. На мой взгляд, куда удобнее пользоваться телефонами, когда есть такая необходимость. К тому же обычные школьные дневники никто не отменял, мы продолжаем выставлять туда оценки. А вообще, педагогов этот процесс касается в большей степени, далеко не все родители интересуются учебой своих детей.
Разные мнения на этот счет и у самих родителей.
- Моя дочка отличница, я и без того знаю все ее оценки и постоянно слежу за ее успехами, - говорит мама 14-летней дочери Анна Кондратьева. - Я ни разу не пользовалась электронным журналом и не вижу в этом необходимости. Тем более что есть родительские собрания и обычные дневники...
Есть и обратные ситуации, когда родителям просто нет дела до успеваемости своих детей. В социально неблагополучных семьях говорить о тщательном контроле и воспитании подростков зачастую просто не приходится.
И все же для многих мам и пап Интернет стал удобным инструментом контроля за детьми.
- Дочь сейчас учится в 11 классе, а потому отслеживание ее успеваемости особенно важно, - признается Елена Егорова. - До ЕГЭ и поступления в вуз фактически осталось полгода, и сейчас пробелы в знаниях могут выйти боком, упускать драгоценное время просто недопустимо. Кроме того, для меня немаловажно отслеживать пропуски уроков. Дочь у меня человек свободолюбивый, творческий, может запросто взять и не пойти в школу… А дети уже взрослые, учитель не всегда позвонит и сообщит об этом, как в начальной школе.
Что касается самих школьников, то большинство из них, как следовало догадаться, не приветствуют виртуальную «надзорную инстанцию». Восьмикласснику одной из тольяттинских школ Николаю, который отказался называть свою фамилию, даже удается скрывать информацию об электронном журнале от своей семьи.
- Родителям лучше не знать, а зачем мне нужны лишние проблемы? - считает Коля. - С обычным дневником можно схитрить - учителю сказать, что забыл дома, а родителям - что сдал его на проверку. Так что мы с одноклассниками между собой договорились, что ничего рассказывать не будем. Да и учителя пока сами ничего не говорят нашим «предкам»...

Электронный путь к успеваемости
Почему педагоги не распространяются на эту тему? На то есть свои причины. Как уже говорилось выше, для многих работа с новой системой - это дополнительная нагрузка. А потому в большинстве школ система действует далеко не так оперативно, как задумывалось.
Однако отвертеться не удастся и учителям. Департамент образования мэрии Тольятти издал приказ, согласно которому школам в обязательном порядке вменено заполнение в Сети итоговых оценок обучающихся за каждый учебный период. Так что перестраиваться придется всем. К тому же игра, как ни крути, стоит свеч.
Показателен в этом плане пример школы №93, где все школьники внесены в базу и начиная со второго класса ведутся электронные журналы, куда еженедельно учитель выставляет оценки по каждому предмету каждому ученику. При этом педагогам не надо бегать по кабинетам - у всех классных руководителей имеется компьютер с выходом в Интернет. Из стимулирующего фонда педагоги получают за новую обязанность дополнительные баллы, что дает небольшую, но все же прибавку к зарплате.
- Родители хорошо осведомлены о такой возможности и активно пользуются этим ресурсом, - говорит замдиректора по информационным технологиям школы №93 Евгения Гусарова. - Но самый важный, на мой взгляд, момент заключается в том, что с начала внедрения электронных журналов выросла успеваемость детей. Практически по каждому учителю рост составил в среднем 7%. Это лучшее доказательство необходимости проделанной работы.

«Раз сказали - значит сделаем»
Чиновники от образования также уверены в успехе эксперимента. Об этом говорит и тот факт, что в начале ноября решили выделить 15 млн рублей из областного бюджета на дальнейшее продвижение электронных услуг в тольяттинских учебных учреждениях. Деньги пойдут на приобретение программного обеспечения, компьютеров, на расширение и содержание каналов связи для доступа в Интернет и т.д.
- Система АСУ РСО региональная, но в Тольятти она отличается тем, что охватывает не только общеобразовательные учреждения, но и систему дополнительного и дошкольного образования, - говорит глава департамента образования Тольятти Татьяна Любич. - Мы разовьем эти вещи у себя, а потом они будут транслироваться на всю область. Электронные журналы - это лишь одна составляющая системы. Важное значение имеет четкая и точная база данных по детям, ведь сегодня финансирование в образовании нормативное.
К слову, в Самаре пока не спешат вводить электронные журналы. Как сказали «Репортеру» в городском департаменте образования, в ряде школ (например, №№42, 99, 132, 133) новинкой стали пользоваться самостоятельно и без привлечения бюджетных средств. На наш вопрос «А к 2012 году успеете охватить весь город?» получили ответ: «Раз президент сказал - значит сделаем».

Самарцы говорят...

«Репортер» попросил жителей губернии высказать свое мнение по поводу грядущего появления электронных дневников.

Олег Белов, заслуженный артист России, актер Самарского драмтеатра:
- Если их введут, это хорошо. В любой момент можно будет узнать, как реально обстоят дела с учебой детей. Но это не значит, что нужно следить за каждым шагом ребенка. Главное, быть в курсе, чтобы вовремя исправить ошибки. Конечно, детвора не хочет учиться - это нормально, им хочется гулять, играть в силу своего возраста. Помню, и я тоже отлынивал. Я не могу сказать, что мои дети меня обманывают. Но бывало такое, что у сына по какому-то предмету выходила за четверть оценка, которую мы не ожидали. Хотя в дневнике красовались только четверки и пятерки. Это он объяснял тем, что, когда ему ставили низкие отметки, он случайно забывал дневник дома.

Татьяна Коршунова, директор интернет-портала «Самарские родители»:
- Я как активный пользователь Интернета считаю, что это нужное начинание. Такой электронный дневник или журнал явно сэкономит время родителям, отслеживая школьную успеваемость детей. Но, думаю, заполнение журнала в компьютере ляжет дополнительной нагрузкой на учителей. Еще я сомневаюсь, что все родители разом начнут пользоваться новой системой. В Самаре все же наблюдается низкая интернет-грамотность.

Ольга Соломатина, председатель избирательной комиссии Самарской области:
- Моя дочь ходит в первый класс и, к счастью, пока я не сталкивалась с тем, что она что-то от меня скрывает. В начальной школе двойки и тройки учителя практически не ставят. При этом, когда родитель забирает ребенка из школы, у него всегда есть возможность пообщаться с учителем и узнать, по каким предметам нужно дополнительно позаниматься. Когда же дети начинают ходить в школу сами, родители получают гораздо меньше информации. Поэтому мне кажется, что это начинание очень полезное - я сама с удовольствием стала бы пользоваться таким электронным дневником. Хотелось бы, чтобы в нем появлялись какие-то замечания от учителей, а не только оценки.

Андрей Абросимов, начальник Отрадненского ГОВД:
- На сайте школы, где учится мой сын, уже есть такая страничка. Набираешь пароль и узнаешь об успеваемости своего чада. Я ей пользуюсь регулярно и считаю, что это очень удобно. Сын тоже порой просит, чтобы я заглянул в электронный дневник. Но только тогда, когда получает пятерки.

Игорь Ермоленко, заместитель директора Самарского медико-технического лицея:
- С тем, что мой ребенок скрывает свои оценки, я сталкивался достаточно регулярно. Электронные дневники - вещь достаточно удобная для родителей. Но она, с одной стороны, закабалит ребенка, создаст для него некомфортные условия, когда родители смогут знать его оценки еще до того, как он вернется из школы. С другой стороны, она вряд ли поспособствует большему вниманию к учащимся со стороны родителей. Ведь оценки не в полной мере отображают деятельность ребенка. Очень важно личное общение между преподавателем и родителем ученика.

Олег Моргунов, специальный корреспондент телекомпании ГТРК, руководитель программы «Вести-Самара. События недели»:
- К электронному дневнику я отношусь положительно. У меня две дочери-школьницы. Одна во втором классе, другая - в восьмом. И контроль учебного процесса - это святая обязанность каждого родителя. Зачастую нам не хватает времени постоянно ходить в школу. А так я смогу каждый день отслеживать оценки ребенка и вовремя помочь, если ребенок отстает по тому или иному предмету. По моему мнению, обучение нужно контролировать, и это вовсе не вторжение в личную жизнь ребенка. Ведь зачастую все мы сталкиваемся, что дети скрывают от нас плохие отметки, стирают двойки в дневнике, кто-то что-то не договаривает... Но все это открывается, когда в конце четверти подводят итоги. Электронный дневник позволит увидеть недочеты и проблемы, о которых дети, как они обычно говорят, забыли сказать.

Версия для печати