Танцевальное счастье «Амонда»

Уникальный самарский коллектив поражает зрителей яркими кавказскими номерами

Кавказские парни из Самары на фоне швейцарских гор
Владимир Арсоев показывает многочисленные награды ансамбля
Дружный коллектив «Амонда»

Танцевальный ансамбль «Амонд» - настоящая гордость осетинского национально-культурного центра «Алания», работающего в Самаре вот уже почти десять лет. «Амонд» в переводе с осетинского означает «счастье». Мастера танцев это название оправдывают в полной мере: своими зажигательными выступлениями они подарили немало счастливых минут поклонникам, которых у них немало как в нашей губернии, так и за ее пределами.

 

Искусство без границ
За 6 лет существования «Амонд» обрел популярность и признание не только в Самаре, но и далеко за ее пределами. В 2007 году ансамблю присвоено звание «Народный ансамбль художественной самодеятельности Самарской области». В том же году «Амонд» гастролировал в Осетии с благотворительным концертом, где выступал совместно с ансамблем народного танца «Волжские узоры» Самарской государственной академии культуры и искусств, показав пример толерантности и полиэтничности хореографического искусства. Любопытно, что двое студентов из академии - Елена и Сергей - сейчас танцуют в основном составе «Амонда». Ребята изъявили желание научиться кавказскому танцу и теперь с успехом солируют в рядах национального коллектива. У настоящего искусства границ, как известно, не бывает!

 


Спасибо старейшинам!
С момента создания в 2004 году «Амондом» руководит Владимир Арсоев - человек с интереснейшей судьбой.
- Я родился в горах Осетии в многодетной семье, - говорит Владимир Арсенович. -  Никто из моих родных профессионально танцами не занимался. Но не забывайте, что мы - осетины, и танцорами являемся по своей природе. Представить праздник без музыкального сопровождения у нас просто невозможно! И я с детских лет внимательно смотрел, как танцуют настоящие джигиты, постепенно осваивал технику традиционного танца на носках, танца с кинжалами. Со временем я уже смело мог выйти танцевать на торжествах. Меня приметили старейшины, благодаря которым я стал получать приглашения выступить на многих праздниках.

Танец летающих кинжалов
Вскоре семья Арсоевых перебралась из родного села в Цхинвал. Владимир первым делом записался там в танцевальный кружок при городском Дворце культуры. Педагоги отмечали у Володи не только хореографические таланты, но и отменные вокальные данные. По окончании школы перспективный танцор поступил в местный пединститут, где стал выступать в ансамбле самодеятельности. Уже на старших курсах Владимир начал вести уроки хореографии в школе. Он освоил сложнейший осетинский танец с кинжалами, который в то время могли исполнить единицы.
- Сложно решиться на танец с кинжалами, ведь это довольно опасно. Сейчас мы специально затачиваем оружие по краям специально под танец, чтобы не пораниться, а раньше танцору отдавали свои кинжалы зрители, и они были так остры, что только самые искусные профессионалы могли остаться без порезов. В танце ты должен удержать пирамиду из 12 кинжалов, не считая тех, которые находятся в руках и за поясом, а потом красиво воткнуть все их в пол. Задача труднейшая! К слову, сейчас в нашем коллективе только Георгий Кусрашвили оттачивает элементы этого вида танца.

«Алания» на самарской земле
Позже Владимир попал в состав популярного в то время государственного юго-осетинского ансамбля «Симд», с которым не раз приезжал в Куйбышев на гастроли. А завершив танцевальную карьеру, занял пост руководителя северо-осетинского ансамбля «Алан», который возглавлял до 1997 года. Уже выйдя на пенсию, Владимир Арсенович откликнулся на заманчивое предложение перебраться в Самару.
- Однажды мне позвонил руководитель базирующегося в Самаре осетинского национально-культурного центра «Алания» Ростислав Хугаев, с которым мы давно дружны, - вспоминает Арсоев, - Привнести осетинскую танцевальную культуру на Самарскую землю - идея, по-моему, замечательная. Я с удовольствием предложение Ростслава Ерастовича принял. Так появился «Амонд». Работа в Самаре нашлась и для супруги. Ее, преподавателя осетинского и немецкого языков, пригласили в воскресную школу. О том, что однажды переехали в Самару, мы никогда не жалели.
Кстати, сын Владимира Арсеновича пошел по стопам отца. Сармат танцует с детства, сейчас ему 17 лет, и он входит в состав ансамбля «Амонд».

Награда нашла танцоров
Сейчас уже можно с уверенностью говорить: самарский опыт Владимира Арсоева оказался удивительно успешным. Став художественным руководителем вокально-хореографического ансамбля «Амонд», он смог научить осетинскую молодежь танцевать профессионально, сделав свой коллектив гордостью Самарской губернии.
- Когда меня только пригласили преподавать танцы при центре «Алания», никто не ставил цели создать профессиональный ансамбль. Первоначально планировалось просто научить всех желающих красиво танцевать, как говорится, для себя. Чтобы можно было выступать на национальных праздниках, на свадьбах, которые мы всегда отмечаем с размахом, а заодно и лучше понять культуру Осетии.
Первоначально ансамбль был довольно немногочисленным - 16 человек в возрасте от 16 до 22 лет.
- Нам пришлось много работать, чтобы научиться красиво и, самое главное, профессионально танцевать. С учениками мне повезло. Несмотря на свою занятость, ребята не пропускают репетиций. Этот их труд был вознагражден.
Уже буквально через полгода после своего создания «Амонд» дебютировал на ежегодном фестивале среди национальных центров «Венок дружбы народов». Свои танцевальные номера показали тогда восемь пар взрослых учеников и одна пара школьников.
- В зале присутствовала министр культуры и молодежной политики Ольга Рыбакова, которая стала возмущаться, почему же мы скрывали такой великолепный коллектив, - улыбается Владимир Арсенович. - Вскоре после того фестиваля нас стали регулярно приглашать на городские и областные праздники и творческие конкурсы.
Сейчас коллектив состоит из 45-50 человек и делится на три подгруппы: старшая группа (22 человека), средняя (11 человек) и младшая (12), женский вокальный дуэт и музыканты (2 человека).

 

Версия для печати