Самара-джан под звуки дудука

В 2010 году самарская областная армянская община отметила 15-летие

Артур Мартиросян награжден орденами Святого Эчмиадзина и «Серебряного креста». В 2007 году он стал лауреатом Премии «Меценат и благотворитель года» Международного благотворительного фонда «Меценаты Столетия»
С 2000 года на базе общины образован молодежный центр. Впервые в России они провели конкурс красоты и элегантности «Мисс армянская красавица 2005». Корона первой красавицы досталась 22-летней Рузанне Арутюновой

За это время в Самаре регулярно проводились армянские праздники, выставки художников и фотографов этой страны. Открылась Армянская Апостольская Церковь, ставшая духовным и культурным центром самарской диаспоры.

Ереван - Самара
Глава самарской диаспоры Артур Мартиросян время от времени преподает в Ванадзорском институте управления (Армения). С профессорской кафедры он рассказывает армянским студентам о России и Самаре, о жизни армян в нашей стране, о дружбе двух народов в режиме многовекового культурного диалога. Ему есть чем поделиться с молодежью. Уже несколько лет Артур Рафикович с увлечением занимается краеведением. В 2003 году по инициативе диаспоры в Самаре вышла книга «Армения и армяне Самарской губернии».
Первые армянские поселения появились в Волжской Булгарии в XI-XII веках. В XVII веке заметную роль в Среднем Поволжье стала играть Армянская слобода, которая находилась в районе нынешней Сызрани.
Первое упоминание об армянах в Самаре относится к XIX веку. По данным областного государственного архива, на 1897 год жителей армяно-григорианского вероисповедания в Самаре было 80 человек. Местная община армяно-григорианской церкви до 1929 года находилась в молитвенном доме на улице Садовой. Потом новая рабоче-крестьянская власть ее ликвидировала, изъяв все ценности и имущество.
По словам Мартиросяна, многие армяне, жившие здесь, внесли заметную лепту в историю Самары. Например, купец Егор Аннаев (1826-1903) - крупнейший самарский виноторговец, у которого были магазины во многих городах Поволжья. На основе его фруктового сада был создан Самарский ботанический сад.
Армянин Иван Айвазовский часто бывал на Волге. Городской глава Петр Алабин, создавая публичный музей, как-то обратился к художнику за волжскими пейзажами. Сейчас в Самарском художественном музее хранятся картины и других армянских художников  - Якулова, Бебутовой, Михраняна, Никитовича. Последний несколько лет был директором Куйбышевского художественного музея.
Проект фонтана-памятника на улице Осипенко в честь 40-летия Победы, выполненный самарскими армянами Рубеном Аракеляном и Ваганом Каркарьяном, был воплощен ереванским скульптором Францем Симоняном. В свое время Куйбышевский инженерно-строительный институт носил имя знаменитого конструктора Амаяка Микояна.
Мартиросян вспоминает, как в детстве бабушка водила его в молитвенный дом, воспитывала уважение к религии и к своему народу. Эти качества проявились у него в полной мере на посту главы армянской общины.
Сегодня под опекой Артура Мартиросяна в самарской губернии находятся более 180 тысяч его земляков (официально в организации зарегистрировано около 700 человек, диаспоры существуют в Тольятти и Сызрани). Армянская диаспора считается одной из самых многочисленных из национальных организаций нашего края и третьей по численности из армянских общин в России (после Москвы и Краснодара). В 2000 году община вошла в Союз армян России, в 2003-м - в состав Всемирной организации армян.
Многие армяне приехали в Самарскую губернию после ужасного землетрясения в Армении 1988 года, военных конфликтов. В 1989 году они создали городскую общину, чтобы помогать своим соотечественникам. Тогда более 70 армянских семей получили в Куйбышеве квартиры. Община вскоре распалась.
Как рассказал Артур Мартиросян, идея объединения армян Самарской области вновь возникла в 1995 году.
- После регистрации организации возникла идея строительства в Самаре армянской церкви. Так появилась Самарская религиозная организация Армянской Апостольской Церкви «Сурб Хач». В 1999 году была выделена земля под ее строительство. С момента закладки первого освященного камня в фундамент и до открытия прошло четыре года.

Вместе в горе и радости
Сам Артур Мартиросян стал самарцем в начале 90-х годов:
- Помню, будучи первокурсником, на ереванском вокзале я провожал своего товарища. Он уезжал с родителями в Москву, а оттуда в США на постоянное место жительство. Потом мне долго не давала покоя мысль: как можно было оставить свою родину? А потом я и сам так поступил.
Он вырос в большой и дружной семье, заботился о брате и младших сестрах. Рано женился - в 18 лет, рано стал отцом семейства. После окончания Ереванского политехнического института молодой инженер-строитель Мартиросян работал на разных объектах. В 25 лет его назначили руководителем крупного строительного предприятия. После декабрьской трагедии 1988 года он в полной мере разделил горе земляков, разбирая завалы в зоне землетрясения.
К тому времени в Самаре жил его двоюродный брат. И в 1992 году Мартиросян решился на переезд сюда вместе с семьей - женой и тремя детьми (двумя дочерьми и сыном). Еще одна дочь родилась уже в Самаре.
Здесь родился и стал процветать его бизнес. На волжских берегах выросли его дети. Старшие дочери окончили университет. Сын сейчас - студент-медик пятого курса. Артур Рафикович - дважды дедушка.
По его словам, армяне довольно быстро адаптировались в самарских реалиях. Хотя в 1990-х годах приходилось сталкиваться с национальной дискриминацией. Он с горечью вспоминает эпизод, когда у его приятеля-армянина без причины и объяснений милиционеры порвали паспорт.
Мартиросян говорит, что армяне своих соотечественников в беде не оставляют. Община для них - второй дом, куда можно прийти в любое время, поделиться и радостями, и горестями.
- Армяне - народ созидательный. В Самаре многие нашли себя, стали работать. Куда бы мы ни приехали, наши земляки везде нас принимают радушно. Мэр американского городка Глендейл (штат Калифорния) - армянин. В Лос-Анджелесе проживают около миллиона армян. Во многих странах у нас есть друзья. В Армении я часто бываю не только с семьей, но и с целой самарской делегацией. Однажды привез на родину для обмена опытом самарских врачей.

Культура через творчество
В нескольких школах области в Тольятти, Сызрани и Самаре раньше преподавали армянский язык и литературу. Сейчас при Армянской Апостольской Церкви открыта воскресная школа, где дети изучают родную культуру и родной язык.
 Самарские армяне устраивают выставки художников, музыкальные фестивали, фольклорные праздники, выступления молодежных ансамблей.
Каждый год община проводит дни армянской культуры. В этом году объявлены конкурсы среди школьников Самары: «Образ Армении глазами детей» и «Стихи про Армению», а также конкурс среди журналистов на лучшее освещение деятельности Армянской общины и Союза армян России.
Артур Мартиросян в свое время окончил музыкальную школу по классу аккордеона. Вот уже несколько лет собирает национальные музыкальные инструменты.
- Армянскую музыку не спутаешь ни с какой другой, - говорит он. - У нее особая мелодика и богатое звучание. Эта самобытность достигается за счет звучания оригинальных армянских инструментов, сохранившихся еще со времен раннего Средневековья: прототипы скрипки - пандир и бамбир, струнные - тавих, кнар, духовые - свирель, зурн, авагпог, ударные - барабан.
Его любимый инструмент - дудук, который сделан из абрикосового дерева. Звук в дудуке образуется от вибрации двух тростниковых пластиночек, возникающей под воздействием вдуваемого воздуха. На лицевой стороне инструмента - семь звуковых отверстий и еще одно - на обратной стороне. Его отличает светлое звучание и бархатный тембр. Как и характер самой самарской армянской общины и ее руководителя.

Самарская региональная общественная организация «Армянская община»
443090, г. Самара, ул. Кабельная, 7А.
Тел. (846) 229-34-86, факс: 932-05-95



Праздники
13 февраля у церкви «Сурб Хач» традиционно проводится народный армянский праздник молодоженов и всех влюбленных Терендез (название можно перевести как «Бог с вами» или «Бог перед вами»).
В отличие от западноевропейского дня Святого Валентина, Терендез - это праздник молодоженов, создавших семьи в течение прошедшего года.
После окончания службы все присутствующие собираются возле костра и водят хоровод. А молодые пары должны прыгать через огонь. Этот обычай остался с языческих времен, от почитания бога Солнца Михра.


Вместе с россиянами армяне празднуют Новый год, Рождество и День Победы (десятки тысяч армян погибли в годы Великой Отечественной войны). Праздник материнства и красоты приходится у них на 7 апреля. Армяне отмечают 21 сентября - День независимости. «Черные» даты для армянского народа - Дни памяти жертв землетрясения (7 декабря) и памяти жертв геноцида 1915-1923 годов (24 апреля).

Что сделано
На закладке первого камня Армянской апостольской церкви «Сурб Хач» присутствовали главы всех религиозных конфессий губернии. В ноябре 2003 года церковь освятили и открыли для прихожан. Тогда же был открыт памятник жертвам геноцида армян и землетрясению в Армении.
Община построила часовню Григория Просветителя в Красноярском районе, в поселке Усть-Кинельский - еще один молитвенный дом Армянской Апостольской Церкви. За время существования община помогла более чем двум тысячам соотечественников, детским домам, инвалидам и ветеранам войны, школам и больницам. Более трех лет община участвует в программе компьютеризации школ Армении.


Любимое блюдо
Кололик
Это суп с фрикадельками. В приготовлении всех видов кололика есть следующие общие черты:
- используется парное мясо задней части (баранина, для шушинского кололика - говядина);
- из костей варят бульон;
- мясо либо дважды измельчают в мясорубке, либо отбивают его деревянным молотком до получения однородной тягучей массы;
- в мясной фарш вводят дополнительные продукты: отварные крупы (рис, манную крупу) или муку, яйца, молоко, соль, пряности (лук, петрушку, перец), а иногда и коньяк.
- из мясного фарша формуют крупные шарики и начиняют их растительно-пряной начинкой либо кусочками сливочного масла.
В костный бульон добавляют крахмалосодержащие продукты (рис, картофель, каштаны) и пряности (лук, петрушку, эстрагон). После закипания в бульон погружают подготовленные мясные шарики, которые варят до тех пор, пока они не всплывут на поверхность. Кололик варят до готовности риса.


 

Версия для печати