Чувашский край - край тысяч песен

На праздниках варят пиво и устраивают конные бега

Заместитель председателя общества «Пехиль» Петр Абрамов со своей племянницей - участницей чувашского фольклорного ансамбля «Сеспел»

Областной фестиваль чувашских коллективов встречает гостей со всего региона. В субботу, 27 ноября, чувашское общество «Пехиль» («Благословение») провело традиционный праздник, приуроченный к одному из древних обрядов.
   
    Пивовары
    - Сейчас эта традиция уже воспринимается по-другому, - говорит заместитель председателя общества «Пехиль» Петр Абрамов. - Молодежь, может, и не знает, в честь чего праздник. Раньше один из самых торжественных осеннних обрядов был чуклеме - освящение нового урожая. Без этого ни один чуваш не осмеливался притронуться к новому зерну. В благодарность за урожай устраивали целую череду осенних благодарственных молений - сара чуклени. На праздник собирали всю родню, друзей, соседей, знакомых. Непременно рубили петуха, варили кашу и, конечно же, с нового урожая варили пиво. Пиво у нас, чувашей, - главный алкогольный напиток. Крепкий алкоголь мы не приветствуем. И сейчас на фестивале фольклорных коллективов в Самаре варят пиво, готовят национальные блюда и поют чувашские народные песни.
    Недаром говорят, что чувашский край - край тысяч песен. Во всех областных мероприятиях и праздниках чувашские коллективы - в первых рядах. Это очень музыкальный народ. Конечно, многие традиции были утеряны. Фольклорные мелодии и напевы восстанавливали по крупицам, объезжая села, общаясь с долгожителями.
    - Я вспоминаю свою юность, - рассказывает Петр Васильевич. - Песенное творчество у нас в крови! Я сам из села Большое Ермаково Кошкинского района. Помню, у нас на ферме, в сельском красном уголке, на стене висели музыкальные инструменты: штук пятнадцать мандолин и балалаек. А на народных гуляниях играли даже на скрипке и на волынке. Можете себе представить скрипача в деревне? А сам я на слух выучился играть на гармони. В детстве пел в школьном хоре. Много лет прошло, а песня всю жизнь со мной. Теперь пою в фольклорном ансамбле «Самар ен».
    Да что там ансамбли! У чувашей есть и сольные вокалисты, и даже драматические коллективы.
    - Что интересно -  драмколлективы у нас действуют только в районах, даже в Самаре у нас своего театра нет. А в селах живут творческие люди, настоящие энтузиасты. Например, Евгений Ижмуков создал и давно руководит народным драматическим коллективом «Стюхаль». Не раз коллектив бывал на Всероссийском фестивале народного творчества в Чувашии, а сам художественный руководитель был удостоен звания «Заслуженный работник культуры».
   
    Хрущев. Ликвидация
    - Петр Васильевич, вы помните, с чего общество «Пехиль» начинало свою работу?
    - Чувашское общество организовано почти 20 лет назад. Создавалось на моей памяти. Инициаторами были директор Салейкинской школы Шенталинского района и его коллеги. Как многие народы, мы почувствовали, что теряются традиции и культура, забывается чувашский язык. Хрущев в свое время ликвидировал все национальные школы. Я это хорошо помню. Сам родился и рос в Кошкинском районе. Поначалу в нашей деревне до 5 класса учили чувашский язык, историю, культуру народа, а в других районах были школы, где все эти предметы изучались до 8 класса. Потом преподавание языка, изучение культуры было запрещено. А в конце 90-х снова стали давать уроки на чувашском языке.
    - Как сейчас идет работа? Какие основные задачи вы ставите перед собой?
    - Мы делаем упор на образование молодежи. Сейчас очень активно идет работа в Шенталинском, Исаклинском, Похвистневском районах. В сельские школы вернулось преподавание чувашского языка. В Самаре действует воскресная школа. Мы ведем активную культмассовую работу ради возрождения традиций и сохранения культуры. У нас много молодежи из деревень учится в Самаре, а потом возвращается в село как раз для того, что там продвигать культурное просвещение. Выпускники создают сельские ансамбли, ведут хоровую работу с детьми, организуют коллективы для взрослых. Мы регулярно проводим областной детский фольклорный смотр-конкурс. Организовывали спартакиаду, посвященную дням рождения просветителя чувашского народа Ивана Яковлева и классика чувашской литературы Константина Иванова. Каждый год мы проводим праздник чувашской культуры Уяв, к нам приезжают коллективы из Чувашии. Также наших артистов приглашают в Чувашию на празднование Дня чувашской письменности и традиционную встречу Уява.
   
    В музыке - характер народа
    - Почему культурные центры стремятся создать именно фольклорные коллективы?
    - Сегодня все понимают, как важно сохранить самобытность народа. А многим для начала нужно вспомнить о своих корнях и перестать стесняться своей национальности. Было время, когда и татары, и мордва, и чуваши стремились скрыть национальность, чувствуя неловкость оттого, что в паспорте  не написано «русский»... Слава богу, эти времена в прошлом. Но «настроиться» на новую старую национальность порой непросто, тем более что многие после христианизации получили русские имена и фамилии. И именно творчество, фольклор помогают человеку узнать, вспомнить, как мудр родной язык, как красива и богата музыка. В музыке народа - его характер, его традиции, достойные того, чтобы ими гордиться. В селах народная культура сохранилась лучше, чем в городе.
    - На каком языке говорят вашей семье?
    - Мы с женой между собой на чувашском, а с детьми на русском. Дети уже взрослые, живут отдельно, чувашский язык понимают, но им удобнее общаться на русском. Такова реальность. Среди чувашей много смешанных браков. Женился чуваш на русской -  разговаривать будут на ее языке, чтобы девушка себя в новой семье комфортно чувствовала.
   
   
    Самарское областное чувашское культурное общество «Пехиль»
    443105, г. Самара, ул. Ставропольская, 155-59.
    443009, г. Самара, ул. Воронежская, 9, оф. 302.
    Тел.: (846) 997-15-83, 995-35-78, факс: (846) 997-15-84

Версия для печати