Самарский регион исторически многонационален. Изначально население формировалось из нескольких народов - русских, татар, башкир, украинцев, мордвы, чувашей, немцев. Сейчас в регионе проживает 130 этносов, представители двадцати вероисповеданий.
Не похожи цветом кожи
Этническая картина в Самарской области меняется стремительно, и мы не всегда готовы воспринимать происходящее с пониманием.
- Наша губерния - очень привлекательна для мигрантов из ближнего зарубежья, - говорит доктор политических наук Наталья Мухаметшина. - И нам нужно работать над тем, чтобы мигранты становились для нас не гостями, а гражданами нашей страны, чтобы они формировали население нашего региона. У нас много пустующих территорий, где просто некому работать. Сейчас приезжающих из Средней Азии и Кавказа мы воспринимаем как трудовую силу. Мол, пусть приедет, поработает и уезжает. Мы не готовы воспринимать людей как потенциальных граждан России, как наших соседей по дому.
- Как вы считаете, почему среди коренного населения существует недовольство возрастающим количеством мигрантов?
- На фоне экономических проблем человек видит на улице людей, которые не похожи на него цветом кожи и разрезом глаз, и начинает искать виноватых. Мне кажется, мы плохо знаем наше прошлое, мало знаем о регионах, откуда к нам приезжают люди. Человек склонен в неизвестном видеть опасность. Может, стоит задуматься, что мигранты несут больше хорошего, чем плохого? И боязнь уйдет сама собой.
- Рассуждая о братстве народов, трудно не вспоминать об этнических конфликтах. Откуда они берутся, если мы все в принципе хотим жить мирно на одной территории?
- Конфликт происходит тогда, когда кто-то ставит свои интересы выше интересов своего народа и государства. Национальные конфликты намеренно раздувают люди, у которых другие интересы. На мой взгляд, негативный образ мигранта активно формируют СМИ, сообщая о каком-либо правонарушении и акцентируя внимание на национальности преступника. Воров, мошенников, хамов немало в любой стране. В конечном итоге дело не в национальности, а воспитании. Любой конфликт чаще всего возникает не по причине межэтнических противоречий, а из желания отдельных людей на этой волне добиться политической и экономической власти.
Они хотят не только петь
- Что предпринимается в Самарской области, чтобы избежать напряженности в многонациональном обществе?
- Можно уверенно говорить о том, что у нас особенный регион со своей спецификой. У нас есть правовые и культурные основания для проведения активной национальной политики. Начиная с 1994 года в губернии действовала целая серия программ по работе с национальными обществами. Это, например, программа «Возрождение», «План национально-культурного развития народов Самарской области». Много лет работает координирующий центр по работе с национальными центрами, где есть, в том числе, консультант по религиозным вопросам. Сейчас сложилась особая модель, которая позволяет нам взаимодействовать с национальными центрами на разных уровнях. Не так, как раньше, когда Дом дружбы народов подчинялся министерству культуры и занимался только культмассовой работой. А вопросы адаптации, трудоустройства и т.д. висели в воздухе. Но время само стало подгонять нас. Количество приезжающих росло, и они не хотят только петь и плясать на фестивалях. Они хотят работать, участвовать в общественно-политической жизни региона. На сегодняшний момент сложилась достаточно действенная модель сотрудничества: департамент по информационной политике, консультант по национальным вопросам плюс вертикаль государственных учреждений - таких как Дом дружбы народов.
- Какую роль сегодня играет Дом дружбы народов?
- Сегодня это не просто площадка, предоставленная властями, где национальные коллективы могут готовиться к праздникам и проводить торжества. Функции Дома значительно расширились. Сегодня это государственное учреждение, подчиненное аппарату правительства. Здесь проходят социально значимые мероприятия. Благодаря перепрофилированию, национальные центры могут налаживать контакты с властями и очень оперативно реагировать на происходящие события - и в Самаре, и за пределами страны. А власть, в свою очередь, получила возможность активно работать с новым населением через национальные общины, сотрудничая с лидерами этнических центров.
Ставка на публичность
Уже три года Дом дружбы народов работает по-новому - ведет не только культурную, но и общественно-политическую деятельность. Здесь проходят всевозможные тренинги, в том числе с правоохранительными органами, здесь проходят занятия школы мигрантов и конференции, здесь организуются участки по выборам в парламент других государств.
- Дом дружбы народов стал еще и местом, где все могут собраться, если случилась беда. Очень показательный пример - летние события в Киргизии. В Самаре много киргизов и узбеков, выходцев из Оша. И когда им начали звонить родные и знакомые с горькими сообщениями о том, что происходит на родине, и киргизы, и узбеки, и представители других наций вместе пришли в Дом дружбы народов. Успокаивали тех, у кого в это время в Оше горел дом, тех, у кого избивали родных, - ведь главное, чтобы человек чувствовал, что он не безразличен обществу. Киргизы и узбеки собрали деньги, купили лекарства и продукты и отправили в Ош, не разделяя получателей на своих и чужих. В этой ситуации проявился новый статус Дома дружбы народов - знаковое место в случае чрезвычайной ситуации.
Почему стала возможна такая ситуация, когда лидеры национальных центров быстро мобилизовались? Потому что за три года работы сложилась система взаимодействия разных структур - и представителей власти, и администрации Дома, и правоохранительных органов. Стало возможным публично обсуждать проблемы. Как недавно, когда благодаря общественному совету при УФМС, удалось активизировать процедуру получения гражданства корейцами. Несколько семей уже много лет живут в поселке Ильмень Волжского района, но никак не могут добиться получения российских паспортов. Общественное признание законности - важный фактор, человек уже не один со своими проблемами.
Мигранты и коренные
- Наталья Семеновна, а сами национальные общества хотят, чтобы с ними велась такая активная работа? Все ли открыто идут на многостороннее сотрудничество?
- В последние годы к нам приезжает много мигрантов из государств СНГ. Большинство из них - выходцы из деревень, которые порой не то что русского языка не знают, они в принципе не понимают, куда они приехали, что такое Самара и как тут жить. Они совершенно растерянны в социальном плане. Но мое твердое убеждение, что совсем никчемный, дремучий человек не поедет в чужую страну. Кто способен сорваться с родного места? Человек, имеющий активную гражданскую позицию, который ставит перед собой цель - обеспечить семью, который готов учиться и много работать. Поэтому, конечно, с одной стороны, он нуждается в помощи, ждет поддержки; а с другой - совершенно не владеет ситуацией. Большинство негативных откликов о мигрантах - результат именно непонимания ими социокультурной среды, в которую они попали. Но в интересах и власти, и коренного населения, чтобы этот процесс не пошел на самотек. Поэтому, например, два раза в неделю в Доме проходят бесплатные консультации для мигрантов.
- А почему нужно так много и активно помогать мигрантам? Среди коренного населения тоже немало людей, нуждающихся в помощи.
- Видите, мы привыкли говорить: мигрант и коренной житель, противопоставляя их друг другу. Мы, принимающая сторона, никак не можем согласиться с тем, что приезжие становятся частью общества, и в наших силах, чтобы этот процесс шел как можно более безболезненно. В Уставе каждого национального центра написано, что кроме сохранения этнической культуры, организация занимается еще и формированием российского гражданского общества. Нам самим пора перестать видеть в человеке с другим разрезом глаз врага. Мы все должны учитывать этнические и конфессиональные особенности друг друга. Ведь мы живем в общем доме, который не стоит расшатывать.
Разные, но не чужие
Как сохранить мир среди множества наций?