«Сам удивился!»

В самарских пробках Александр Калягин усмотрел что-то чеховское

21 октября на сцене драмтеатра выступили Александр Калягин и Владимир Симонов со спектаклем «Лица». Всенародно любимые артисты за час с небольшим успели убедить самарцев в бессмертии чеховских заветов и даже довели некоторых зрителей до истерики.

Начало спектакля задержали на полчаса. По дороге из аэропорта в Самару актеры в центре города попали в жуткую пробку, возникшую из-за перекрытия на ремонт улицы Лесной. Впрочем, многие зрители и сами прибыли в театр с опозданием.
Когда же на сцене, наконец, появился Александр Калягин, он отвесил публике элегантный поклон и неожиданно произнес спич о роли Чехова в русской жизни.
- Мы все в школе читали юмористические рассказы Антона Павловича, - изрек Калягин. - А что в них может понять отрок 12-ти лет? Особенно когда тебя жизнь не побила и ты еще не испытал всех ее «прелестей»: чванства, гордыни, зависти, несчастий… Но стоит человеку в 40 лет достать с полки чеховский томик, как он сразу поймет: все это так знакомо и вечно.
Пока публика думала, артист продолжал:
- Я всегда смеюсь, когда вспоминаю, как, сидя на газоне в Оксфорде, пытался объяснить англичанам, что такое русское бездорожье. Иностранцу это, действительно, невозможно понять. Есть у Чехова фраза, выражающая для меня смысл моего отношения к жизни. Один герой, глядя в окно, говорит: «Очень хорошая погода. Не знаю: то ли выпить чаю, то ли повеситься». Это великое понимание того, что есть в российском человеке. А в нем столько всего намешано! Это значит - жить на острие, постоянно ходить по нему. Почему вы опаздываете? - прервал тираду Калягин, заметив даму, спешащую к своему месту в первом ряду. Но, увидев ее страдальческое лицо, понимающе кивнул. - Знаю. Я сам удивился, что у вас такие пробки…
И в этом артист усмотрел что-то чеховское. Спустя несколько минут Калягин на пару с Владимиром Симоновым перевоплотились в трагикомических персонажей из рассказов Чехова («На чужбине», «Психопаты», «Канитель», «Злоумышленник» и «Дипломат»). Минимализм классических текстов они дополняли насыщенной пантомимой и разнообразными интонациями, практически обходясь без декораций. На сцене стояли лишь три деревянных стула и стол, вокруг которого разворачивались драматические события.
Одновременно со сценой чеховский сюжет разыгрывался в зале. Публика, видимо, узнавая в изображаемых ситуациях себя или своих близких, от души хохотала над происходящим. А с одной дамой в партере даже случилась истерика. «Да заткнись ты!» - не выдержав, обратился к ней сосед. «Сам заткнись!» - последовал ответ. И теперь уже артисты с лукавой улыбкой следили за происходящим. Но прежде, чем откланяться, собрали у поклонников урожай цветов.

Версия для печати