Влюбленные в море
Тольяттинский клуб подводного плавания «Нептун-ПРО» хорошо известен в России. В 2008 году в Москве на фестивале «Золотой дельфин» он был признан лауреатом в номинации «Лучший клуб подводного плавания в России».
А началось все с того, что осенью 1996 года несколько тольяттинских любителей подводного плавания зарегистрировали некоммерческий клуб. А следующим летом отправились на автомобилях в первую экспедицию на российское побережье Черного моря, где во время Великой Отечественной шли бои.
- Собрались люди, которые влюблены в море и увлечены военной тематикой, - говорит председатель клуба Станислав Долгов. - У меня, к примеру, воевали два деда. Мы расположились тогда в районе Керчи. Начали прямо с берега заходить в воду. Но на третий-четвертый день поняли, что кораблей мы тут не найдем. Просто так, без подготовки, нырять нет смысла. Экстрим есть, но удовольствия от процесса не получаешь.
Паспорт для корабля
Дома ныряльщики взялись «копать» архивы. Выяснили, где высаживались десанты, где шли морские бои, тонули корабли. Изучали результаты подводной локации. И в последующих экспедициях стали находить корабли.
Первым стал советский торпедный катер ТКА-72. Его нашли в 1999 году в Керченском проливе.
Со временем тольяттинцы прошли практически всё российское побережье Черного моря. Также погружались под Одессой, Николаевым, у Очакова, в Крыму. Заходили на Азовское море и там пропахали все дно практически до Адлера. Достали со дна множество исторических реликвий.
- Мы работаем с археологами, - уточняет Долгов. - Ныряем, затем делаем чертежи, зарисовки, обозначаем расположение обломков. Все эти данные вносим в паспорт объекта. Документ сдается в комитет по наследию Краснодарского края, и найденный корабль ставят на учет.
Необычная находка
В этом году представители клуба приобрели гидролокатор бокового обзора (прибор позволяет получать максимально четкую картинку дна любого водоема), и отправились с ним в 23-ю по счету экспедицию. Она проходила с 31 июля по 14 августа.
- Я вышел с локатором в море южнее Таманского полуострова напротив мыса Железный рог, - рассказывает Долгов. - Там тонули и советские, и немецкие корабли. Мы сканировали дно долго, акватория там огромная. И однажды на глубине 15 метров ребята нашли кучу обломков. Я погрузился и обнаружил хвостовик торпеды, который состоял из двух винтов. В СССР подобные торпеды были, но другого диаметра. Я поднял архивы и выяснил, что это немецкая торпеда G7. По данным историков, в том месте затонули два немецких торпедных катера. Один - S-102 - под командованием капитана Вернера Тенигеса. Он затопил немало наших кораблей, в частности «Севастополь». S-102 подорвался на советской мине и утонул в 1943 году. Другой катер — S-27 - ушел под воду в том же районе 5 сентября 1942 года.
Подводный ребус
- Мы нашли на дне обломки двигателей, - продолжает дайвер. - Но такие агрегаты стояли и на S-27, и на S-102. Потом - крышку машинного отделения, которая также не приблизила нас к разгадке, какое же судно мы нашли. Затем обнаружили корму (носовую часть при взрыве, видимо, отнесло далеко). Там стояло орудие FLAK-28 калибра 40 мм. Таких пушек было немного, и ставили их на катера в 1942 году. Получалось, оба корабля могли быть оснащены этим орудием. Уже после экспедиции один из моих знакомых написал письмо в немецкий военный музей, к нему приложил снимки обломков.
Немцы прислали дайверам фотографию S-102. На катере был обыкновенный зенитный 20-миллиметровый пулемет. И снимок был сделан меньше, чем за месяц до его гибели.
- Мы же нашли 40-миллиметровое орудие. А значит, это был S-27. Впрочем, как историк и археолог, я оставляю коллегам право опровергнуть мои предположения.
Стая морских волков
По словам Долгова, обнаруженный катер был флагманом первой флотилии торпедных катеров. Она базировалась в Керчи. Сначала суда воевали в Атлантике и сильно насолили английскому флоту. А потом флотилию перекинули на Черное море.
- Они работали по-немецки четко, как стая волков, - говорит Долгов. - Дежурили по ночам у наших берегов, нападали и быстро уходили. В открытый бой не вступали. Поэтому потерь у них фактически не было.
5 сентября 1942 года в бою один из немецких катеров выпустил торпеду по советскому судну. Но у нее заклинили рули, и торпеда стала ходить по кругу. S-27, видимо, просто не не успел увернуться от собственного снаряда.
По словам Станислава Долгова, до сих пор в районе черноморского побережья Кавказа не было найдено ни одного немецкого катера. По крайней мере, документальных свидетельств этому нет.