Дайверы из Тольятти сделали историческое открытие

Факты гибели фашистских судов в боях на кавказском побережье Черного моря историкам известны, но до сих пор исследователи глубин их еще не находили. И вот недавно один из катеров Третьего Рейха - флагман флотилии S-27 - обнаружили ныряльщики тольяттинского клуба «Нептун-ПРО». О том, как удалось обнаружить судно, «Репортеру» рассказал председатель клуба Станислав Долгов.

Винт от немецкой торпеды G7 - пролежал на дне моря ровно 58 лет
Фото:

Дайверы отправляются на поиски катера

Влюбленные в море
Тольяттинский клуб подводного плавания «Нептун-ПРО» хорошо известен в России. В 2008 году в Москве на фестивале «Золотой дельфин» он был признан лауреатом в номинации «Лучший клуб подводного плавания в России».
А началось все с того, что осенью 1996 года несколько тольяттинских любителей подводного плавания зарегистрировали некоммерческий клуб. А следующим летом отправились на автомобилях в первую экспедицию на российское побережье Черного моря, где во время Великой Отечественной шли бои.
- Собрались люди, которые влюблены в море и увлечены военной тематикой, - говорит председатель клуба Станислав Долгов. - У меня, к примеру, воевали два деда. Мы расположились тогда в районе Керчи. Начали прямо с берега заходить в воду. Но на третий-четвертый день поняли, что кораблей мы тут не найдем. Просто так, без подготовки, нырять нет смысла. Экстрим есть, но удовольствия от процесса не получаешь.

 

Станислав Долгов, председатель клуба "Нептун-ПРО"


Паспорт для корабля
Дома ныряльщики взялись «копать» архивы. Выяснили, где высаживались десанты, где шли морские бои, тонули корабли. Изучали результаты подводной локации. И в последующих экспедициях стали находить корабли.
Первым стал советский торпедный катер ТКА-72. Его нашли в 1999 году в Керченском проливе.
Со временем тольяттинцы прошли практически всё российское побережье Черного моря. Также погружались под Одессой, Николаевым, у Очакова, в Крыму. Заходили на Азовское море и там пропахали все дно практически до Адлера. Достали со дна множество исторических реликвий.
- Мы работаем с археологами, - уточняет Долгов. - Ныряем, затем делаем чертежи, зарисовки, обозначаем расположение обломков. Все эти данные вносим в паспорт объекта. Документ сдается в комитет по наследию Краснодарского края, и найденный корабль ставят на учет.

 

 

Тольяттинские дайверы 14 лет шли к этому важному открытию


Необычная находка
В этом году представители клуба приобрели гидролокатор бокового обзора (прибор позволяет получать максимально четкую картинку дна любого водоема), и отправились с ним в 23-ю по счету экспедицию. Она проходила с 31 июля по 14 августа.
- Я вышел с локатором в море южнее Таманского полуострова напротив мыса Железный рог, - рассказывает Долгов. - Там тонули и советские, и немецкие корабли. Мы сканировали дно долго, акватория там огромная. И однажды на глубине 15 метров ребята нашли кучу обломков. Я погрузился и обнаружил хвостовик торпеды, который состоял из двух винтов. В СССР подобные торпеды были, но другого диаметра. Я поднял архивы и выяснил, что это немецкая торпеда G7. По данным историков, в том месте затонули два немецких торпедных катера. Один - S-102 - под командованием капитана Вернера Тенигеса. Он затопил немало наших кораблей, в частности «Севастополь». S-102 подорвался на советской мине и утонул в 1943 году. Другой катер — S-27 - ушел под воду в том же районе 5 сентября 1942 года.

 

Вот так выглядели глубинные бомбы в 1942 году

А вот они же сейчас, пролежав почти 60 лет на дне морском

Подводный ребус
- Мы нашли на дне обломки двигателей, - продолжает дайвер. - Но такие агрегаты стояли и на S-27, и на S-102. Потом - крышку машинного отделения, которая также не приблизила нас к разгадке, какое же судно мы нашли. Затем обнаружили корму (носовую часть при взрыве, видимо, отнесло далеко). Там стояло орудие FLAK-28 калибра 40 мм. Таких пушек было немного, и ставили их на катера в 1942 году. Получалось, оба корабля могли быть оснащены этим орудием. Уже после экспедиции один из моих знакомых написал письмо в немецкий военный музей, к нему приложил снимки обломков.
Немцы прислали дайверам фотографию S-102. На катере был обыкновенный зенитный 20-миллиметровый пулемет. И снимок был сделан меньше, чем за месяц до его гибели.
- Мы же нашли 40-миллиметровое орудие. А значит, это был S-27. Впрочем, как историк и археолог, я оставляю коллегам право опровергнуть мои предположения.

Пулемет с катера тоже не плохо сохранился

Стая морских волков
По словам Долгова, обнаруженный катер был флагманом первой флотилии торпедных катеров. Она базировалась в Керчи. Сначала суда воевали в Атлантике и сильно насолили английскому флоту. А потом флотилию перекинули на Черное море.
- Они работали по-немецки четко, как стая волков, - говорит Долгов. - Дежурили по ночам у наших берегов, нападали и быстро уходили. В открытый бой не вступали. Поэтому потерь у них фактически не было.
5 сентября 1942 года в бою один из немецких катеров выпустил торпеду по советскому судну. Но у нее заклинили рули, и торпеда стала ходить по кругу. S-27, видимо, просто не не успел увернуться от собственного снаряда.
По словам Станислава Долгова, до сих пор в районе черноморского побережья Кавказа не было найдено ни одного немецкого катера. По крайней мере, документальных свидетельств этому нет.

 

Теперь "Нептун ПРО" планируют дальнейшее изучение морских глубин

 

Версия для печати