Воды бы глоток...

Этим летом 100 тысяч жителей Самарской области затронули проблемы с водоснабжением

Поселок Тургеневка
Кинельского района.
Гусь, решив, что мы
отберем у него воду,
яростно бросился
в атаку
Фото:

 

Красноармейский район. Еще недавно здесь текла река Вязовка

 

Песню, в которой поется «А без воды и не туды, и не сюды», за последние три месяца в селах Самарской области вспоминали чуть ли не каждый день. Потому что воды мало. Дождей в некоторых районах не было с начала лета. А речушки и озера кое-где и вовсе пересохли.

Пешком по реке
Маловодье в Самарской области отмечается последние четыре года. Уровень воды этим летом из-за палящего солнца понизился повсеместно. Даже в колодцах и подземных скважинах. Понизился, по некоторым подсчетам, на 9-13 метров. «Репортер» расскажет только о том, что наблюдал сам.

 

Летом 2010 года в 113 населенных пунктах Самарской области ситуация с водоснабжением признана чрезвычайной. На борьбу с дефицитом питьевой воды в июле из областного бюджета выделено свыше 239 млн рублей.

 


Река Вязовка протекала по окраинам села Красноармейское, центрального поселения одноименного района. «Протекала» потому, что сейчас ее нет. Русло, конечно, осталось. Но лишь как напоминание о том, что это, собственно, река здесь была. Берега остались, камыши даже растут, а воды нет. Есть потрескавшееся от жары дно и небольшие лужи, в некоторых местах. Под мостом, например, где тень и солнце не так жарит.
Реки Кутулук в Кинель-Черкасском районе тоже нет. Хотя раньше была и тянулась на 140 км, являясь притоком реки Большой Кинель. Кутулук-то и раньше специалисты относили к пересыхающим рекам, наполнявшимся водой за счет подземных ключей, таяния снегов и атмосферных осадков. А этим летом осадков не было вообще. Ключи, как говорят в народе, «ушли», а снег был «сухой». Да-да, сухой, это утверждают специалисты. Снег зимой 2009-2010 года был нестандартным. Белый, на солнышке искрился, а вот влаги в нем было крайне мало. Примерно столько же, сколько в сухом льде. Помните, наверное, - бросишь кусочек сухого льда, и через некоторое время от него только дымок остается, а влаги нет.
Сам Большой Кинель, главная река Верхнего Заволжья, как его называют ученые, слава богу, остался. Несет еще свои волны по Кинельскому и Кинель-Черкасскому районам. Правда, заметно обмелел и заилился. Берега заросли камышом так, что и место для купания не сразу найдешь.
Да и рыбачить на реку уже не ходят. Житель Кинель-Черкасс, пенсионер Николай Иванович рассказал «Репортеру», что теперь с удочкой он ездит на пруд. Там рыбы больше, чем в Кинеле. И пескарь есть, и карп, и толстолобик. Правда, от жары рыба плохо растет, поэтому улов не всегда радует. А еще  Николая Ивановича огорчает, что пруд тоже пересыхает, несмотря на подземные родники, которые его подпитывают.

Село Черновка Кинель- Черкасского района. Надежда Богданова показывает свой спаленный солнцем огород


Колонки нет, колодец пересыхает
Жалко не только рыбу, но еще и цапель. «Репортер» наблюдал невиданную картину в Кинельском районе. Там на одном из немногих «выживших» в пекле озер скопилось великое множество этих птиц. Десятками стояли красивые птицы, не ссорились, только грустно глядели в воду, в надежде выловить хоть какую-нибудь рыбешку...
Жалко их, конечно, но люди, пострадавшие от нынешних природных аномалий, вызывают еще больше сочувствия.
Село Черновка Кинель-Черкасского района располагается недалеко от Отрадного. Это достаточно большое поселение причудливо вытянулось среди холмов. Здесь на улице Ленина «Репортер» познакомился с местной жительницей Надеждой Богдановной.
- Воды нет, - вздыхает она. – Ее не стало, когда на нашей улице отключили колонку. Больше года мы неоднократно обращались в местную администрацию, чтобы колонку подключили обратно, однако все бесполезно. Кто-то из соседей нашел возможность вырыть колодец. А у меня 40 тысяч рублей на это нет. Зимой этого года умер мой муж, так что я оказалась в очень тяжелом положении.
Чуть не плача, Надежда Богдановна показала нам свой огород, на котором погибли практически все насаждения. Без полива в такую жару засохло все, что посадили весной.
Женщину выручают соседи, позволяя ей брать воду из своего колодца. Однако этой воды в основном хватает только на домашние нужды. Баба Рая, хозяйка колодца, рассказала, что уровень воды в колодце из-за засухи сильно снизился. Поэтому на поливку огородов воды часто не хватает. Женщины поделились еще одной бедой – вода, которую они там набирают, очень плохого качества, соленая.

А баба Рая сетует, что у нее во дворе пересыхает колодец


Помощь идет
В июле правительство Самарской области приняло решение о выделении денег из бюджета на обеспечение водой населенных пунктов, которые в результате маловодья оказались в тяжелой ситуации.
Представьте – летом в деревне и без воды... Ни еду приготовить, ни постирать, ни скотину напоить, ни огород полить – катастрофа! Так вот, чтобы этой катастрофы не допустить, почти 240 млн рублей правительство направило непосредственно на обеспечение водой жителей сельских районов и некоторых малых городов губернии.
Работы по наладке стабильного водоснабжения под контролем министерства строительства и ЖКХ начались незамедлительно. Бурили новые скважины, реанимировали старые, чинили водопроводные системы и водонапорные башни. В результате уже в августе, например,в Красноармейском районе, пострадавшем от засухи сильнее всего, водоснабжение восстановлено.
И такая картина везде, где «Репортер» успел побывать. Жители Михайло-Лебяжьего Хворостянского района до сих пор не могут нарадоваться запуску новой скважины. Инспекцию из областного минстроя, в августе проверившую состояние водоснабжения, здесь встретили хлебом-солью, песнями, словами искренней благодарности за спасение. И угостили их новой, вкусной водой.
По словам местных жителей, их вода - лучшая на всем белом свете. И научные исследования подтверждают мнение сельчан. Вода из артезианской скважины действительно очень чистая. Только содержание нитратов в ней в четыре раза ниже нормы. Благодаря этому живительная влага подается в дома даже без предварительной очистки, что позволило сэкономить на работах. Областным властям спасение Михайло-Лебяжьего обошлось всего в один миллион рублей. Еще семь миллионов выделено на восстановление водоснабжения в Студенцах, Приовражье и Топольке Хворостянского района.


 

 

Версия для печати