«Сухмень велика»
В 994 году безвестный русский грамотей писал, что по всей славянской земле тогда была «сухмень велика и знойно добре». Из-за палящего солнца и отсутствия дождей «погибли жита, высохли реки и случился великий голод».
В «Повести временных лет», другом известном историческом источнике, можно прочитать следующее: «В лето 6532 (1024 год нашей эры. - Прим. «Репортера»)… была сушь велика и голод по всей той стране (Суздальской. - Прим. «Репортера»). И пошли по Волге все люди в Болгарскую землю, и привезли хлеба, и ожили».
Еще один летописец так извещал о великой засухе 1374 года, поразившей огромные пространства на Средней и Нижней Волге: «Был сильный зной и жара, а дождя не было ни единой капли за все лето. На лошадей и на всякий скот мор был сильный. Потом пришел и на людей сильный мор по всей земле Русской, и у Мамая в Орде был сильный мор». Сейчас эту запись можно считать одной из самых первых метеорологических сводок, касающихся Самарского региона.
Долгая засуха всегда предвещала неурожай хлеба и приходящий после него голод. Поэтому в такую погоду в патриархальных деревнях было принято обращаться к небесам. Причем отнюдь не с христианскими, а с древними языческими воззваниями.
Купание юных дев
Первоочередным средством вызывания дождя в засушливое лето в старой Руси считалось массовое купание нагишом всей деревней . При этом главными действующими лицами в таких обрядах были юные девы, еще не познавшие мужчин.
Под предводительством влади (то есть властительницы), в роли которой обычно выступала самая старшая по возрасту жительница деревни, девушки с цветочными венками на голове шествовали к соседней реке, на берегу которой они раздевались и возносили просьбу о схождении дождя языческим богам - Перуну и Ладе, Ярило и Яссе, Велесу и Мокоши, и другим.
Все остальные жители деревни также шли к реке следом за девушками. Они несли на палках соломенные чучела, которые изображали Засуху и Смерть. Участники хода на всем протяжении пути пели похабные частушки, постоянно плевали на чучела, кидали в них камни и даже нечистоты.
После обнажения девушек на берегу к ним нельзя было приближаться никому из деревенских, особенно молодым парням. Лишь после того как юные просительницы заканчивали свои молитвы и входили в воду, начиналось массовое омовение всех остальных жителей. Каждый также должен был обращаться к небожителям с просьбой о дожде. Купание завершалось сожжением чучел и утоплением их пепла в реке под те же слова о ниспослании дождя.
Каторга за дождь
Конечно же, и власти, и представители духовенства всячески выступали против таких обрядов. В течение многих столетий после официального крещения Руси православная церковь предпринимала жесткие, а порой и жестокие меры по искоренению среди населения любых проявлений языческого эротизма, что, кстати, отражено в известном фильме режиссера Андрея Тарковского «Андрей Рублев».
Имеются на этот счет и официальные документы. Например, в донесении одного из сельских священников в Самарскую епархию (документ от 1866 года) говорилось следующее: «…наши старики, старухи и девушки не молятся о том, чтобы стать достойными восприятия святого духа, но в эти три дня они постоянно молятся о дожде… Сходятся старухи, женщины и девушки, но не в храм, не на молитву, а в лес и на реку, на похабные пляски, и не к Богу единоверному взывают, но к дьяволу: зовут Перуна, Ладу, Ярило, Яссу… Если таковые не покаются, то пойдут на вечные муки».
Ответ на донесение последовал незамедлительно. Через несколько дней тот же священник в храме зачитывал крестьянам послание из епархии: «Запрещаем пляски и песни, в которых называются имена идолов - Ярило, Лады и других… Всем велено денно и нощно замаливать грехи, совершенные во время зеленых святок, когда истинно познавшие Христа должны усердно просить Бога, чтобы по примеру апостолов воспринять дух святой».
За соблюдением христианских традиций и обрядов ревностно следили и жандармские службы на местах. В их обязанности входило и ведение следствия по делам против православной веры. Поэтому вплоть до начала XX века в жандармских донесениях с мест регулярно сообщалось, как в разгар засухи то в одной, то в другой деревне совершались языческие моления о ниспослании дождя. В случаях когда такие дела доходили до судов, виновным грозило суровое наказание – вплоть до каторжных работ.
Тем не менее древние обычаи и традиции и в этих условиях продолжали храниться в народе. За сотни лет они, конечно же, сильно видоизменились, но многие из них вплоть до наших дней донесли сквозь века неприкрытые эротизм и сексуальность наших предков.
Обнаженные сельхозработы
Непал
В 2006 году жителям из региона Капилвасту не помогали справиться с засухой ни традиционные индуистские церемонии, ни продолжительные молитвы. Тогда женщины решили «задобрить богов» с помощью старинного средства - полсотни деревенских девушек из соседних селений разделись и вышли пахать рисовые поля голышом.
Индия
В 2002 году в связи с длительной засухой многие женщины на севере страны вышли на сельхозработы обнаженными. Делали они это в надежде понравиться богам дождя.
Австралия
В том же году сотни голых женщин собирались в отдаленном уголке, чтобы с помощью ритуальных танцев вызывать дождь.