Выставка «Тибет-Поволжье» создана по инициативе межвузовского гуманитарного музейного центра СамГУ. По словам директора МГМЦ Валентины Зудиной, эта экспозиция — часть большого проекта «Ноев ковчег», в рамках которого со временем должны появиться выставки, посвященные и другим религиозным учениям, присутствующим на территории Самарской области (было, в частности, сказано о проектах, связанных с исламом, христианством и славянским язычеством).
Проект объединил три самостоятельные выставки. Международный арт-проект «Ступа, исполняющая желания» рассказывает о традиционных буддистских монументах - ступах, их символике, технологиях строительства и о том, как древняя традиция продолжается сейчас в России и Европе. В частности, можно узнать, что единственная в Поволжском регионе ступа сейчас строится в поселке Морки республики Марий-Эл.
Самый обширный раздел выставки «Тибетский буддизм в Самарском крае: история и современность» рассказывает об истории буддизма в Самаре — с XVII века, когда в этих местах появились калмыки, до наших дней. Границы Калмыцкого ханства, бывшего единственным в Европе буддистским государственным образованием, проходили как раз возле реки Самары. Более того, по словам куратора выставки Натальи Перла, территория нынешнего Тольятти в XVIII веке и вовсе на какое-то время стала буддистским центром — сюда царское правительство переселяло калмыков, бежавших из разгромленного цинской империей Джунгарского ханства. Среди них было и несколько лам. Беженцев крестили, но, не зная русского языка, многие из них даже не поняли, что поменяли вероисповедание. Таким образом, строки Бориса Гребенщикова о «Волге-матушке, буддистской реке» получили неожиданное обоснование.
О живших на территории области буддистах напоминают несколько экспонатов из фондов музея Алабина — статуи бодхисаттв, крышка ритуальной чаши и т.д. По словам Натальи Перла, датировать их очень трудно, но, по крайней мере, о нескольких можно сказать, что они приняты музеем еще в XIX веке, а некоторые найдены при раскопках на глубине полтора метра.
О связях современной Самары с тибетским буддизмом рассказано в основном с помощью фотоматериалов. Также демонстрируется фильм об истории и целях буддийского учения, снятый учениками знаменитого ламы Оле Нидала — первого европейца, ставшего ламой в традиции Кагью. Центр этой традиции действует и в Самаре. Вообще, конечно, информации о школе Кагью на выставке гораздо больше, чем, например, о линии Гелуг, которой, в основном, придерживались и придерживаются калмыки или, тем более, таких традициях Тибета, как Дзогчен или Нингма. Организаторы выставки резонно объясняют это тем, что традиция Гелуг основательно представлена на выставках и мероприятиях культурного центра «Радуга», и к тому же, оказывается, калмыки изначально практиковали буддизм школы Кагью, которая позднее была вытеснена Гелуг.
Наконец, третья часть выставки позволяет нам перенестись в малоизвестный туристам регион Тибета Ладак — благодаря фотографиям Яны Телещук, привезенным из Ульяновска. Можно, например, увидеть снимки труднодоступной пещеры, где медитировал один из основателей тибетского буддизма Падмасамбхава. Дополнят выставку лекции и экскурсии, которые будут проводиться по выходным.
Конечно, общая картина получилась несколько эклектичной — выставка балансирует между разными жанрами, ни один из которых ни доведен до полноты и совершенства: тут и попытка рассказать о смысле буддистского учения с помощью пространных подписей к экспонатам, и подборка научных фактов, и фотолетопись современной школы Кагью. Впрочем, в нынешних условиях это естественно, и для неспециалиста информации на выставке хватит на несколько часов. Остается только приветствовать попытку предоставить самарцам возможность познакомиться с разными духовными традициями на «нейтральной территории». Думается, таких нейтральных мест, где информация о религиях предоставляется без агитации «вступать в ряды», в Самаре не хватает.
Источник: www.vkonline.ru