«Своих мы действительно узнаем сразу в любом месте, - говорит заместитель начальника эксплуатационно-ремонтного цеха Юрий Пеленков. - Их сразу видно по собранности, упорядоченности во всем».
От себя добавлю: в каждом из моих собеседников и их коллег с первых минут общения видна еще одна общая черта - чувство принадлежности к особому классу, достоинство рабочей и технической интеллигенции.
«Коллектив «ЦСКБ-Прогресс» - это хорошо сработанный отлаженный механизм, - поясняет Тахир Сафин, который возглавляет один из самых важных участков - цех окончательной сборки. - Иной раз мы можем по месяцу не общаться, а другой - неделями, как соседи, практически живем на работе».
Поэты технологий
В музее ракетно-космического центра к нам присоединяется Вадим Колесов - начальник технологического отдела, который работает на предприятии уже полвека. Судя по теплу, которое появляется во взгляде Колесова, когда он смотрит на экспонаты, эти свидетельства истории развития космонавтики для него - напоминания о вехах собственной жизни.
Войдя в музей, Вадим Вячеславович тут же обнаружил себя на одном из стендов. На групповом снимке рядом с легендарным директором предприятия, а потом и заместителем министра общего машиностроения Виктором Литвиновым.
«Познакомились мы случайно, по телефону. Я, тогда еще совсем молодой технолог, должен был отправиться в командировку в Загорск. Но сначала заехать в министерство в Москве. Заранее записал два телефона - референта и прямой Литвинова. Оказалось, не зря. Два часа впустую названивал в приемную. Потом позвонил по прямому... Виктор Яковлевич на меня не рассердился, наоборот, попросил по возвращении из Загорска доложить о результатах поездки».
Несмотря на то что ракеты и спутники на «ЦСКБ-Прогресс» собирают, что называется, «от и до», командировки для многих инженеров стали образом жизни. Как и работа не до окончания смены, а до результата.
«У технологов по-своему творческая работа, сродни труду писателя, что начертишь пером... - говорит Вадим Колесов. - Технолог - своего рода «дешифровщик» конструкторских замыслов и документов. Он адаптирует их для производства. Во время изготовления спутника наблюдения «Янтарь-2К» было дано задание сделать так называемый сетевой график, в котором до мелочей должны быть расписаны этапы изготовления всех узлов с указанием необходимого оборудования и так далее. Компьютеров тогда не было. График чертили на кальке. Получился огромный рулон. Развернуть его в кабинете не смогли, даже когда участники совещания загибали документ по углам! Повздыхали и решили делать документацию отдельно на каждый агрегат».
Личное вторично
Юрий Пеленков принес на встречу памятную медальку «Европа-Америка-500», которую решил передать в музей. Она посвящена перелету самарского космического аппарата из Плесецка в Америку. В спутнике были девятнадцать контейнеров с подарками из России. Он приводнился в Тихом океане недалеко от Сиэтла. Пеленков участвовал в подъеме аппарата на борт корабля ВМФ «Маршал Крылов».
«Сначала мы ездили на Камчатку - тренировали экипаж, - рассказывает Юрий Александрович. - Чтобы спускаемый аппарат не потерял герметичность, его надо вовремя извлечь из воды. Поднимать аппарат пришлось в семибалльный шторм. Но команда справилась с первого захода. Во время подъема на корабле были журналисты десятка американских телеканалов. Кажется, они до конца не верили, что «шарик» упал с неба, проверяли, не по морю ли его привезли... Потом в Сиэтле была торжественная церемония передачи подарков, общение с американцами».
Другим запомнившимся Пеленкову проектом стала работа над «лунником» Н-1.
«В начале августа 1968-го я только женился, - вспоминает он. - И тут пришлось, как мне сказали, «поехать на пару недель на Байконур», где шла работа над ракетой-носителем Н-1. Пролетел октябрь, ноябрь, грянули морозы. Молодой жене только письма с самолетом мог передавать, а она мне потом теплую одежду... Внутри изделия, которое мы обслуживали, из-за аномальных морозов образовывался конденсат, который замерзал. Толщина льда достигала 10-15 миллиметров. Удалять его приходилось вручную спиртом. Сами согревались при помощи самодельных «козлов». Спали в одежде, не снимая с ног унтов».
Пеленков вырвался домой только 29 декабря. Радость встречи после долгой разлуки «подсластил» двумя коробками венгерских яблок и мандаринов. Подозрительно тяжелыми в дороге показались унты, которые вез в рюкзаке. Как выяснилось позднее, сослуживцы положили в них четыре здоровенных голыша - на память о первой поездке на Байконур. Зато мама Юрия им обрадовалась - будет что положить на засоленную капусту!
Работа, ставшая жизнью
Молодость и зрелые годы Пеленкова и Колесова пришлись на период бурного развития космической техники. Оба имеют заслуженные награды и уважение коллег. По словам инженеров, сегодня они снова чувствуют, что их опыт востребован. А вот о девяностых, когда на завод пришел Тахир Сафин, сотрудники предприятия вспоминают с грустью.
«Зарплата была такая, что и получать не хотелось, - говорит Тахир. - Если бы не В.В.П., как у нас с уважением называют заместителя генерального директора «ЦСКБ-Прогресс», а тогда начальника моего цеха Владимира Владимировича Пашистова, неизвестно, чем бы все закончилось. Был момент, когда я собирался уходить. Он тогда нашел мой домашний телефон и стал названивать маме, убеждать ее, чтобы я остался. Убедил!»
Сегодня Сафин и сам занимается формированием «кадрового резерва». Эта часть его профессиональных обязанностей считается на предприятии крайне важным направлением работы. Производство расширяется, объемы выпускаемой продукции увеличиваются. «ЦСКБ-Прогресс» необходимы специалисты, которые смогут составить костяк коллектива в будущем.
«У нас есть обязательные «планы карьерного роста», - говорит Сафин. - А также курсы повышения квалификации. О своих подчиненных я всегда говорю с гордостью. Это грамотные специалисты, не пьют, не курят, практически у всех семьи - это очень важно. Текучести кадров нет. Как правило, к нам приходят навсегда».
Слова Тахира Сафина подтверждают и его старшие коллеги.
«Я не представляю, как можно жить без моей работы, - говорит Юрий Пеленков.
- Когда едешь на предприятие - видишь восходящее солнце. Когда возвращаешься домой - заходящее. Оно подпитывает своей энергией, вдохновляет, помогает мыслями оторваться от земли и осознать, что мы каждый день прокладываем дорогу к звездам».