Успешно реализуемый в Самаре опыт малоэтажного строительства корпорации "АВИАКОР" давно стал объектом пристального внимания. За короткий срок "КОШЕЛЕВ-проект" уже дважды отметили престижными наградами федерального уровня.
В конце прошлого года на конгрессе Национального агентства малоэтажного и коттеджного строительства проект завоевал награды сразу в трёх номинациях.
Другое важное для самарцев событие в отрасли малоэтажного строительства произошло совсем недавно. На 2-м "Российском инвестиционно-строительном форуме" в Москве председатель Совета директоров СК "АВИАКОР" Владимир Кошелев был награждён Министерством регионального развития РФ знаком "Почетного строителя России".
Для того, чтобы узнать причины успеха из первых рук и познакомиться с механизмами реализации таких масштабных проектов, мы обратились к председателю Совета директоров СК "АВИАКОР" Владимиру Кошелеву.
- Владимир Алексеевич, почему, на ваш взгляд, такое пристальное внимание сейчас уделяют проекту?
- Потому что "КОШЕЛЕВ-проект" – это один из немногих, если не единственный пример в России строительства полноценного микрорайона с нуля. Мне трудно сказать, где еще после перестройки и "лихих" 90-х в чистом поле за два с небольшим года вырос маленький город. Причем это "город", в котором уже на уровне проекта было уделено внимание не только доступности квадратных метров для конечного покупателя, но и социальной инфраструктуре.
Попробуйте сегодня в Самаре найти хотя бы один микрорайон, в котором есть сразу три действующих катка, детские и спортивные площадки, бульварные зоны, более 50 магазинов шаговой доступности. В микрорайоне построен самый большой в Самаре детский сад на 350 мест, в этом году будут сданы ещё 2 аналогичных. Причем всего таких детских садов здесь будет четыре, а также школа на 2500 мест и поликлиника. Также в "Крутых Ключах" мы строим храм.
Когда к нам приезжают федеральные министры, они ходят совершенно потрясённые и сроками ввода в эксплуатацию, и тем качеством, с которым мы построили микрорайон, и, конечно, инфраструктурой. Мы гордимся тем, что нам на деле удалось реализовать идею Президента Владимира Путина. Он ставил задачу убрать спекулятивную наценку и продавать квартиры по госцене, обеспечив людей необходимой социальной инфраструктурой. Мы это сделали, и радует, что наш самарский опыт востребован.
С предложениями построить аналогичные микрорайоны к нам обращаются губернаторы и мэры крупных российских городов. Кстати, мы уже приступили к строительству микрорайона в Калуге.
- Недавно в СМИ стала появляться информация о том, что ряд городских чиновников и депутатов стали интересоваться "Крутыми Ключами". В городской думе активно обсуждают, что микрорайону нужны дополнительные остановки общественного транспорта, знаки дорожного движения. Как вы думаете, с чем это связано?
- Я прекрасно понимаю озадаченность наших коллег, уважаемых депутатов городской думы, руководителей городских и областных ведомств. Она вызвана вполне естественными причинами. Ведь наш опыт действительно уникален. Пообещать и за 2 с небольшим года построить, по сути, маленький город – явление неординарное и неожиданное.
В Самарской области было много "громких проектов" от жилых комплексов с красивыми названиями до "чудо"- коттеджных посёлков, которые должны были вырасти у нас на глазах. Однако так ничего и не появилось, а выросло лишь число "обманутых" людей. И в этом смысле понятно, что чиновники, да и просто горожане, привыкли к тому, что обещания часто расходятся с делами. Никто не ожидал, не верил, что за короткий промежуток времени на глазах вырастет полноценный современный микрорайон, в котором сегодня живёт уже 30 тыс. человек. А это значит, что он, наш микрорайон, требует того, что ему положено по праву - внимания городских властей, различных департаментов, МЧС, ГИБДД. В каком-то смысле для многих ведомств это новый опыт и они постепенно к нему приспосабливаются, учатся на нашем примере работать с серьезными, подлинными, а не бумажными градостроительными решениями. Так вышло, что наш опыт помогает "модернизировать" Самару, помогает чиновникам и депутатам искать пути для решения нетипичной, но хорошей и нужной задачи.
Мы, со своей стороны, готовы помочь всем ответственным и заинтересованным ведомствам. Даже в той части, которая выходит за рамки нашей профессиональной строительной деятельности. Согласитесь, странно требовать от застройщика контролировать поведение водителей автотранспортных средств внутри микрорайона. Это не строительная тема, но мы, конечно, готовы во всём оказывать помощь и поддержку. Более того, ещё на уровне проектирования микрорайона мы приложили все усилия, чтобы людям было комфортно в нем жить.
Мало кто знает, что в "Крутых Ключах" расположены просторные автостоянки, которые обходятся жителям всего в 35 руб. в сутки с полной материальной ответственностью.
- Какие задачи по развитию микрорайона "Крутые Ключи" ставите на будущее?
- Мы продолжаем строить объекты социальной инфраструктуры. Я уже говорил, что введён в эксплуатацию самый крупный детский сад в Самаре. Он рассчитан на 350 мест. На данный момент идёт комплектация педагогического коллектива. Этим занимаются органы образования города. В планах строительство ещё трех детских садов и школы.
Так получилось, что мы не просто строим, но и работаем для того, чтобы потом нашим коллегам, которые собираются развивать такие же масштабные проекты, было легче работать.
Недавно я выступал на всероссийском форуме "Земля. Недвижимость", где предложил разработать правовые механизмы, позволяющие муниципалитетам выкупать у застройщиков объекты социальной инфраструктуры. Ведь строительство доступного жилья - это часть градостроительной стратегии, которая должна учитывать необходимость формирования городской среды. Чтобы эта стратегия была полноценной, необходимо создать систему взаимодействия муниципалитетов и застройщиков, которая позволит строить не только жилье, но и объекты социальной инфраструктуры.
Сегодня Федеральный закон №214 "Об участии в долевом строительстве" абсолютно справедливо запрещает застройщикам нецелевое использование средств дольщиков. В соответствии с ним застройщики не имеют права за счет дольщиков строить дороги городского значения, детские сады и школы, парки и скверы, поликлиники и дома культуры. Поэтому я считаю, государственно-частное партнерство должно быть организовано таким образом, чтобы застройщик строил объекты социальной инфраструктуры и лишь потом продавал их городу по себестоимости, компенсируя затраты.
Таким образом, власти будут выкупать уже возведенные объекты, стимулируя строительные компании к возведению школ, детских садов, парков, поликлиник.
Думаю, что решение таких задач и максимальная готовность органов исполнительной и представительной власти, например, мэрии и городской думы работать с такими масштабными проектами, поможет не только строителям реализовывать планы, связанные с развитием социальной инфраструктуры, но и сделают город инвестиционно привлекательным.
Конечно, взаимодействие со строителями, которые работают на рынке долевого строительства, требует более внимательного и чуткого отношения со стороны власти. Ведь мы решаем одну из главных задач жизни людей - строим им жилье.
Приходя к нам, они делают, пожалуй, самую главную покупку в своей жизни и важно, чтобы это было не просто "спальное место", а настоящий дом, в котором хочется жить.