Губернский транспорт подключат к спутнику

Приборы навигации установят в автобусах, каретах «скорой помощи», катерах и служебных автомобилях чиновников. С 1 января 2013 года вся дорожная и спецтехника, а также транспортные средства, осуществляющие пассажирские и грузоперевозки на территории региона, должны оборудовать приборами ГЛОНАСС и подключить к единой навигационно-информационной системе.

Фото:

Бортовые компьютеры показывают водителю всю необходимую информацию
За перемещением автобусов по городу же следят в режиме онлайн



Опыт есть
Идея создания глобальной системы мониторинга витала в воздухе уже давно, но документально эта инициатива была закреплена только 31 июля 2012 года приказом Минтранса РФ №285. Согласно этому документу, спутниковое оборудование, устанавливаемое на транспорт, позволит определять их географические координаты и параметры движения (скорость, путевой угол), сообщать об обстоятельствах при ДТП и обеспечивать двустороннее голосовое соединение с экстренными оперативными службами. Вся информация о внештатных ситуациях должна скапливаться в региональных координационных центрах и автоматически передаваться в окружные управления Ространснадзора.
11 декабря этого года распоряжение о переходе на новую систему работы губернского общественного и спецтранспорта подписали в правительстве области.
Отметим, что многие автопредприятия региона уже несколько лет используют спутниковую технику для мониторинга своего подвижного состава. Так, по словам начальника службы эксплуатации самарского МП «Пассажиравтотранс» Олега Яхина, они оснастили машины приборами навигации еще в 2008 году.
- Сегодня все данные с автобусов автоматически поступают на диспетчерский пульт и передаются в координационный центр в «Пассажиртранссервиса», - рассказывает Яхин. - Таким образом подтверждается вся работа, которую мы выполняем.

Под присмотром видеокамер
Сегодня предприятие ежедневно выпускает в рейсы около 350 автобусов большой и средней вместимости. В каждом из них установлены бортовые компьютеры, отображающие на экране время, к которому водитель должен прийти на контрольную точку, и с каким отклонением от графика он идет. Также тестовом режиме на нескольких машинах к прибору подключена система видеонаблюдения - она следит за тем, что происходит снаружи и внутри автобуса. Кстати, информация, поступающая с камер, иногда способна разрешить спорные конфликтные ситуации.
- Например, совсем недавно в результате экстренного торможения в автобусе девушка упала и получила травму, - рассказывает Олег Яхин. - Запись с камеры показала, что виновником ДТП оказался водитель легковой машины, совершивший рискованный маневр перед автобусом. В итоге именно ему и пришлось оплачивать лечение пострадавшей.

Нужен «апгрейд»
Теперь, собственный «центр управления полетами» создаст регион. Эта работа областным министерством транспорта, которое отвечает за внедрение региональной навигационно-информационной системы, возложена на ГАУ СО «Региональный телекоммуникационный центр» (РТЦ). Впрочем, по словам его директора Андрея Горбатикова, запустить систему в один момент вряд ли удастся. Ведь каждый перевозчик раньше закупал для своего автопарка средства навигации, передающие данные в различном формате.
- Чтобы завести все эти потоки данных в единую базу данных, для начала необходимо унифицировать всю поступающую от перевозчиков и транспортных компаний информацию, - говорит заместитель министра транспорта и автомобильных дорог Самарской области Сергей Калинин. - 285-й приказ Минтранса РФ и 567-е распоряжение правительства области обязывают перевозчика, единый диспетчерский центр и Ространснадзор использовать типовые регламенты и протоколы обмена телематическими данными. Таким образом, старому оборудованию потребуется определенный «апгрейд», а организациям, еще не успевшим установить спутниковое оборудование, придется в экстренном порядке подстраиваться под новые требования.

По воде и по суше
Ожидается, что к 1 января 2013 года монтаж оборудования ГЛОНАСС завершится на всех региональных пассажирских маршрутах. Для справки: в области сегодня около 1360 машин, которые занимаются пригородными, межмуниципальными и межобластными перевозками.
Все пассажирские суда, а также катера на воздушной подушке, совершающие регулярные рейсы от самарского речного вокзала, уже подключены к ГЛОНАСС. На это из областного бюджета выделили порядка 7,3 млн рублей.
В дальнейшем в единую систему мониторинга интегрируют жилищно-коммунальную технику. Планируется также, контроль за транспортными средствами распространится на служебные автомобили органов власти (как исполнительной, так и законодательной) и спецтехника МЧС.
Со второго квартала следующего года центр мониторинга на базе РТЦ будет предоставлять свои услуги частным фирмам (такси, предприятиям, занимающимся перевозками грузов, и др.)
- Уже поступило более ста предложений о сотрудничестве, - говорит Сергей Калинин. - Также в 2013-2014 годах планируется создать информационный портал, на котором граждане смогут найти информацию о местонахождении любого пассажирского автобуса в режиме онлайн. Таким образом, в распоряжении жителей появится доступная интерактивная карта маршрутов и остановочных пунктов. С ее помощью можно будет выбрать оптимальный путь, и при этом с точностью до минуты рассчитать время нахождения в дороге.

Медиков взяли на борт
В октябре этого года для медицинских учреждений области закупили триста бортовых компьютеров, использующих ГЛОНАСС. Больше всего их - 138 - поступило на Самарскую городскую станцию скорой помощи. Еще 62 комплекта получила тольяттинская станция, СМП Сызрани - 26. В Волжской ЦРБ оборудовано 12 машин, в Кинель-Черкасской ЦРБ - 10. Еще 32 муниципальных медучреждения получили от двух до девяти компьютеров для своего транспорта. Областной клинической больнице им. Калинина досталось 15 комплектов, Центру медицины катастроф - 11. Общая сумма госконтракта составила 15,57 млн рублей.

Версия для печати