Осеннее обострение

Как сделать так, чтобы в школе у ребенка не портилось зрение? Статистика показывает, что каждый третий ребенок за десять лет школы вместе с багажом знаний приобретает близорукость.

Как снизить этот риск или, по крайней мере, не дать заболеванию развиться, «Репортеру» рассказала заведующая детским офтальмологическим отделением Самарской клинической офтальмологической больницы им. Ерошевского Ольга Жукова.

Дайте ребенку дозреть
- Почему дети портят зрение в школе? Кто в этом виноват - преподаватели или наша система образования в целом?
Галина Старикова, Самара

- Причин несколько. Как правило, у детей, теряющих зрение в годы учебы, уже есть к этому предрасположенность. Но основным «пусковым механизмом» для развития близорукости все-таки является интенсивная зрительная работа на близком расстоянии. Дети много читают и пишут не только в школе, но и дома. И сделать так, чтобы близорукость у детей не развивалась, или, по крайней мере, на какое-то время отсрочить ее появление - наша главная задача. Ведь чем позже мы столкнемся с этой проблемой, тем больше шансов на то, что она будет успешно устранена. А для этого необходимо следить за характером зрительной нагрузки и за условиями, в которых ребенок работает.
Речь идет, в первую очередь, об интенсивности чтения и письма. Могу сказать, что нельзя учить детей читать и писать слишком рано. Нервная система ребенка должна «дозреть», наступает этот момент в возрасте пяти-шести лет. Впрочем, когда дети идут в школу, хотим мы этого или нет, зрительная нагрузка повышается скачкообразно. Бороться с этим можно лишь только, оптимизировав режим работы и отдыха ребенка.
Любому ребенку, и со здоровыми глазками, и тем более - с нарушением зрения нужно правильно оборудовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту школьника. Оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности - тетради или книги - не менее 30-33 сантиметров. Мы знаем, что многие дети, когда пишут, очень низко наклоняются к тетрадке, пишут «носом». Этого происходить не должно. Кроме того, обязательное условие при работе - хорошее освещение. В детской комнате должно быть большое окно с чистыми стеклами и настольная лампа. В зависимости от того, левша ваш ребенок или правша, лампа должна светить на его стол с противоположной от рабочей руки стороны.

Всестороннее развитие
- Как понять, что ребенка в школе не перегружают, чтобы предотвратить развитие близорукости?
Дарья Яхонтова, Тольятти

- Существует единое правило: дети с первого по четвертый класс должны учиться в первую смену. Делается это для того, чтобы нагрузка приходилась на пик биологической активности ребенка, а также чтобы «поймать» максимальную естественную освещенность классных комнат. Также родители должны следить за тем, чтобы соблюдался режим дня ребенка. По возможности, он должен каждый день в одно и то же время просыпаться, в одно и то же время обедать, выполнять домашнее задание, гулять и ложиться спать. Что касается питания, то оно должно быть полноценным, богатым витаминами.
Зрительная нагрузка - как дома, так и в школе - должна чередоваться с отдыхом или физическими упражнениями. «Рабочий» период дома не должен превышать 20 минут. После этого лучше сделать перерыв. Пусть ребенок подойдет к окну, посмотрит на далеко расположенные предметы. Можно поделать упражнения. Например, быстро моргать, зажмуриваться, посидеть несколько секунд с закрытыми глазками, подвигать ими в разные стороны.
В процессе обучения детей младших классов перерывы желательно делать не реже, чем через каждые 30-35 минут. Безусловно, педагоги знают об этом, у них есть система чередования педагогической нагрузки. Уроки, сопровождающиеся интенсивной зрительной деятельностью, такие как письмо или чтение, должны чередоваться с более динамичными занятиями, например, физкультурой. Кстати, бассейн, прогулки на лыжах и пешие походы благотворно влияют на иммунитет, а он, в свою очередь, снижает риск развития заболевания.

Тревожные звоночки
- Как определить, что у ребенка портится зрение? И что делать в этом случае?
Ольга Ромашова, Самара

- Первое, что должно насторожить родителей, - это когда ребенок начинает жаловаться на то, что плохо видит предметы вдали. По идее, сигнал должен подать преподаватель, но взрослые в таких случаях часто считают, что ребенок просто ленится. Также стоит отвести свое чадо к окулисту, если оно начинает прищуриваться, когда рассматривает удаленные от глаза предметы. Кроме того, у ученика могут появиться жалобы на повышенную утомляемость при зрительной работе. При письме могут возникать боли в области лба и висков, глаза могут чесаться. Это тоже повод для того, чтобы обратиться к специалисту.
Проверить остроту зрения ребенка можно в школе, если там есть медицинский кабинет с таблицей для проверки зрения. И если ребенок не видит с пяти метров десятую строчку таблицы, то смело обращайтесь к офтальмологу. А тот, в свою очередь, даст рекомендации, за какой партой ему лучше сидеть.
Не нужно забывать и про очки. Иногда их выписывают ребенку, чтобы облегчить работу на близком расстоянии. В них он должен учить уроки, к примеру, дома. И пренебрегать этим нельзя, потому что очки способны помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации, не усугубляя проблемы. В ряде случаев очки могут помогать ребенку видеть вдали - например, текст с доски.

Делайте гимнастику
Детям с нарушениями зрения специалисты рекомендуют как минимум два раза в год, желательно в летние и зимние каникулы, делать гимнастику для глаз, чтобы улучшить зрительную способность глаз и тренировать цилиарную мышцу. Она помогает детям адаптироваться к повышенной нагрузке и останавливает прогрессирование близорукости. И еще один момент. Уважаемые родители, не занимайтесь самодеятельностью! Дать рекомендации по оптимизации ритма жизни ребенка, назначению ему очков или зрительной гимнастике может только специалист-офтальмолог.

Оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности - тетради или книги — должно быть не менее 30-33 см.

В детской комнате должно быть большое окно с чистыми стеклами и настольная лампа. В зависимости от того, левша ваш ребенок или правша, лампа должна светить на его стол с противоположной от рабочей руки стороны.

Когда ребенок делает домашние задания, делайте перерывы каждые 20 минут.  Он может подойти к окну, посмотреть на далеко расположенные предметы, или сделать упражнения. Например, быстро моргать, зажмуриваться, посидеть несколько секунд с закрытыми глазками, подвигать ими в разные стороны.

Версия для печати