Как снизить этот риск или, по крайней мере, не дать заболеванию развиться, «Репортеру» рассказала заведующая детским офтальмологическим отделением Самарской клинической офтальмологической больницы им. Ерошевского Ольга Жукова.
Дайте ребенку дозреть
- Почему дети портят зрение в школе? Кто в этом виноват - преподаватели или наша система образования в целом?
Галина Старикова, Самара
- Причин несколько. Как правило, у детей, теряющих зрение в годы учебы, уже есть к этому предрасположенность. Но основным «пусковым механизмом» для развития близорукости все-таки является интенсивная зрительная работа на близком расстоянии. Дети много читают и пишут не только в школе, но и дома. И сделать так, чтобы близорукость у детей не развивалась, или, по крайней мере, на какое-то время отсрочить ее появление - наша главная задача. Ведь чем позже мы столкнемся с этой проблемой, тем больше шансов на то, что она будет успешно устранена. А для этого необходимо следить за характером зрительной нагрузки и за условиями, в которых ребенок работает.
Речь идет, в первую очередь, об интенсивности чтения и письма. Могу сказать, что нельзя учить детей читать и писать слишком рано. Нервная система ребенка должна «дозреть», наступает этот момент в возрасте пяти-шести лет. Впрочем, когда дети идут в школу, хотим мы этого или нет, зрительная нагрузка повышается скачкообразно. Бороться с этим можно лишь только, оптимизировав режим работы и отдыха ребенка.
Любому ребенку, и со здоровыми глазками, и тем более - с нарушением зрения нужно правильно оборудовать рабочее место. Мебель должна соответствовать росту школьника. Оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности - тетради или книги - не менее 30-33 сантиметров. Мы знаем, что многие дети, когда пишут, очень низко наклоняются к тетрадке, пишут «носом». Этого происходить не должно. Кроме того, обязательное условие при работе - хорошее освещение. В детской комнате должно быть большое окно с чистыми стеклами и настольная лампа. В зависимости от того, левша ваш ребенок или правша, лампа должна светить на его стол с противоположной от рабочей руки стороны.
Всестороннее развитие
- Как понять, что ребенка в школе не перегружают, чтобы предотвратить развитие близорукости?
Дарья Яхонтова, Тольятти
- Существует единое правило: дети с первого по четвертый класс должны учиться в первую смену. Делается это для того, чтобы нагрузка приходилась на пик биологической активности ребенка, а также чтобы «поймать» максимальную естественную освещенность классных комнат. Также родители должны следить за тем, чтобы соблюдался режим дня ребенка. По возможности, он должен каждый день в одно и то же время просыпаться, в одно и то же время обедать, выполнять домашнее задание, гулять и ложиться спать. Что касается питания, то оно должно быть полноценным, богатым витаминами.
Зрительная нагрузка - как дома, так и в школе - должна чередоваться с отдыхом или физическими упражнениями. «Рабочий» период дома не должен превышать 20 минут. После этого лучше сделать перерыв. Пусть ребенок подойдет к окну, посмотрит на далеко расположенные предметы. Можно поделать упражнения. Например, быстро моргать, зажмуриваться, посидеть несколько секунд с закрытыми глазками, подвигать ими в разные стороны.
В процессе обучения детей младших классов перерывы желательно делать не реже, чем через каждые 30-35 минут. Безусловно, педагоги знают об этом, у них есть система чередования педагогической нагрузки. Уроки, сопровождающиеся интенсивной зрительной деятельностью, такие как письмо или чтение, должны чередоваться с более динамичными занятиями, например, физкультурой. Кстати, бассейн, прогулки на лыжах и пешие походы благотворно влияют на иммунитет, а он, в свою очередь, снижает риск развития заболевания.
Тревожные звоночки
- Как определить, что у ребенка портится зрение? И что делать в этом случае?
Ольга Ромашова, Самара
- Первое, что должно насторожить родителей, - это когда ребенок начинает жаловаться на то, что плохо видит предметы вдали. По идее, сигнал должен подать преподаватель, но взрослые в таких случаях часто считают, что ребенок просто ленится. Также стоит отвести свое чадо к окулисту, если оно начинает прищуриваться, когда рассматривает удаленные от глаза предметы. Кроме того, у ученика могут появиться жалобы на повышенную утомляемость при зрительной работе. При письме могут возникать боли в области лба и висков, глаза могут чесаться. Это тоже повод для того, чтобы обратиться к специалисту.
Проверить остроту зрения ребенка можно в школе, если там есть медицинский кабинет с таблицей для проверки зрения. И если ребенок не видит с пяти метров десятую строчку таблицы, то смело обращайтесь к офтальмологу. А тот, в свою очередь, даст рекомендации, за какой партой ему лучше сидеть.
Не нужно забывать и про очки. Иногда их выписывают ребенку, чтобы облегчить работу на близком расстоянии. В них он должен учить уроки, к примеру, дома. И пренебрегать этим нельзя, потому что очки способны помочь ребенку адаптироваться к новой жизненной ситуации, не усугубляя проблемы. В ряде случаев очки могут помогать ребенку видеть вдали - например, текст с доски.
Делайте гимнастику
Детям с нарушениями зрения специалисты рекомендуют как минимум два раза в год, желательно в летние и зимние каникулы, делать гимнастику для глаз, чтобы улучшить зрительную способность глаз и тренировать цилиарную мышцу. Она помогает детям адаптироваться к повышенной нагрузке и останавливает прогрессирование близорукости. И еще один момент. Уважаемые родители, не занимайтесь самодеятельностью! Дать рекомендации по оптимизации ритма жизни ребенка, назначению ему очков или зрительной гимнастике может только специалист-офтальмолог.
Оптимальное расстояние от глаз до рабочей поверхности - тетради или книги — должно быть не менее 30-33 см.
В детской комнате должно быть большое окно с чистыми стеклами и настольная лампа. В зависимости от того, левша ваш ребенок или правша, лампа должна светить на его стол с противоположной от рабочей руки стороны.
Когда ребенок делает домашние задания, делайте перерывы каждые 20 минут. Он может подойти к окну, посмотреть на далеко расположенные предметы, или сделать упражнения. Например, быстро моргать, зажмуриваться, посидеть несколько секунд с закрытыми глазками, подвигать ими в разные стороны.
Осеннее обострение
Как сделать так, чтобы в школе у ребенка не портилось зрение? Статистика показывает, что каждый третий ребенок за десять лет школы вместе с багажом знаний приобретает близорукость.