Ценные бумажки

Самарский историк пива собрал более 28 тысяч этикеток от бутылок с ячменным напитком!

На первый взгляд, квартира Валерия Панченко похожа на любую другую квартиру среднестатистического жителя Самары. Но только до тех пор, пока не заглянешь в его комнату, которая с пола до потолка обставлена пивными кружками, бутылками и прочими атрибутами, связанными с пенным напитком. Кроме всего прочего, Панченко - обладатель богатейшей в городе коллекции отечественных пивных этикеток.

«Жигулевское» везде разное!»
Валерию Александровичу скоро исполнится 66 лет. Из них почти полвека он живет в Самаре. Здесь он познакомился со своей женой и впервые попробовал настоящее жигулевское пиво, которое впоследствии стало его главным увлечением.
- В 1971 году, когда я закончил институт, отец дал мне машину, и мы с моей будущей супругой поехали на юг, - вспоминает Валерий. - И тогда-то я обнаружил, что «жигулевское» есть чуть ли не в каждом городе СССР. И везде оно разное! Итог путешествия: я начал собирать этикетки.
Панченко по долгу службы часто разъезжал по стране. Понемногу его коллекция стала пополняться новыми экземплярами. За десять лет Валерий накопил их столько, что его дом в итоге превратился в музей пивной атрибутики.
- Я нашел в других городах единомышленников, стал с ними переписываться, обмениваться этикетками, - говорит Валерий. - А еще я начал систематизировать полученный материал - по заводам, сортам и годам, искать недостающие экземпляры.

Национальный брэнд
Панченко раз в год отправляется на встречу с товарищами из московского клуба пивной атрибутики. Впрочем, и в Самаре, как выяснилось, есть немало людей, разделяющих увлечение Валерия. Но по полноте своей коллекции с Панченко сегодня может сравниться разве что самарец Владимир Сударушкин, специализирующийся на этикетках и бутылках, когда-либо произведенных под брэндом «Жигулевское пиво».
- Этот сорт появился в 1936 году, - говорит Валерий Панченко. - Раньше он назывался «Венским». В государственных архивах я нашел датированный 23 марта 1936 года приказ на калькуляцию (определение стоимости) выпускаемой продукции наших заводов, в котором говорится, что пиво «Венское» переименовано в «Жигулевское», а «Пильзеньское» - в «Московское», появились также «Русское», «Ленинградское» и «Украинское». Надо также сказать, что в 1936-м году был снижен акциз на пиво, и стоимость пива «Жигулевское» упала до 36,6 рублей за бутылку.
В 1938 году на Всесоюзном совещании работников пивоваренной промышленности был представлен ускоренный метод производства пива, проверенный на выпуске «Жигулевского». Этот метод в итоге был рекомендован для повсеместного внедрения. Уже в 1938-39 годах его приняли на вооружение на 874 заводах СССР.
Спустя годы «Жигулевское» успешно производится как в России, так и в странах СНГ и Европы. Например, в Германии производится «Schigulцwskoje Russisches Schankbier». Несколько лет назад Самара поставляла пенный напиток в американский город Бруклин.

Сначала в ванную, потом в коллекцию
По словам Панченко, еще пару десятков лет назад коллекционировать пивные этикетки было намного проще. В советское время пиво производили строго по ГОСТам и ТУ, и пивзаводы охотно делились своими этикетками с коллекционерами. Сейчас же каждая пивоваренная компания вправе создавать собственные сорта, придумывая для них «яркие» названия и логотипы. С другой стороны, выручают современные технологии: выложил спокойно в Интернет фото двойных экземпляров коллекции, а дальше только жди предложений. А раньше приходилось высылать другу другу посылки.
Если новая этикетка попала в дом Панченко на бутылке пива, то он придерживается следующей технологии: сначала выпивает пенный напиток, а потом отмачивает тару в ведре с водой. После этого Валерий кладет этикетку на газету, сушит, разглаживает и отправляет в альбом. Но здесь порой возникает сложность: процесс отмачивания может занимать до суток, и все это время бутылки находятся в ванной, что иногда мешает использовать ее по назначению.
Супруга Валерия Антонина Константиновна относится к хобби мужа снисходительно.
- Слава богу, на семейный бюджет это не влияет, - говорит она. - Правда, иногда приходится наводить порядок на даче, где у нас валяется куча старых пивных бутылок. Все никак не могу заставить мужа их выбросить.

«Я свои этикетки не продаю!»
На вопрос «Во сколько вы оценили бы свою коллекцию?» Валерий смущается и отвечает философски.
- Надо еще найти того дурака, которому она понадобится, - говорит он. - Я торговлей не занимаюсь в принципе. Предпочитаю обмен. Но могу сказать, что некоторые дореволюционные этикетки могут стоить и по 1000 рублей за штуку. Но у меня таких немного. Мой интерес - послереволюционная Россия. С другой стороны, если смотреть на мою коллекцию как на элемент истории, то, думаю, что в мире нашлось бы немало музеев, которые захотели бы разместить ее у себя на стендах.
Но планов выставлять коллекцию в других городах и странах у Валерия нет. Да и в Самаре он пока не нашел никого, кто помог бы ему создать первый в городе музей пивной этикетки и атрибутики.
- К сожалению, и в моей семье никто не разделяет моего увлечения, - вздыхает пивной коллекционер.

28243 этикетки в коллекции Валерия Панченко

Справка
В зависимости от темы коллекции собирателей пивной атрибутики называются по-разному. К примеру, «макулатурщики» собирают пивные этикетки, «металлисты» - пробки, «стекольщики» - бокалы и бутылки, «картонщики» - подставки под пиво, называемые бирдекели.

Версия для печати