Два инженера тольяттинского автозавода разработали устройство для улучшения сборки колес, которое на производстве успешно внедрено и работает с 2009 года. Но с выплатой законного авторского вознаграждения завод не спешил, что побудило одного из рационализаторов пожаловаться на автогигант в прокуратуру.
Конструктор Павел Солодкий и технолог Валентин Тихомиров ввели в линию по автоматической сборке колес дополнительное устройство, которое улучшило качество конечного продукта. Ранее цикл сборки колеса включал в себя такие технологические операции как монтаж шины на обод, ее накачку и балансировку. Но при наполнении воздухом шина не всегда плотно садилась на обод. Далее колесо автоматически балансировалось, а потом устанавливалось на машину. А при движении, под воздействием массы автомобиля, и других нагрузок шина садилась на обод более плотно, балансировка нарушалась и требовалась повторять процесс.
Солодкий с Тихомировым разработали подобие тисков с вращающимися роликами, которые обжимали надутую шину, и под воздействием радиальных нагрузок она садилась на обод полностью. После чего производилась балансировка колеса. А после установки его на автомобиль плотно сидящая на ободе шина уже не смещалась от нагрузок. И повторная балансировка не требовалась.
Устройства Солодкого и Тихомирова на предприятии внедрили в марте 2009 года. А в сентябре 2010-го ОАО «АВТОВАЗ» получил патент на изобретение, который зарегистрирован Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам как «Способ сборки колеса автомобиля и устройство для его осуществления». В регистрационном документе указано, что авторами изобретении являются Солодкий и Тихомиров.
По словам помощника прокурора Автозаводского района Нины Желтухиной, по действующим в России законам об авторском праве, «изобретение, созданное работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя, признается служебным». Но право авторства на него принадлежит работнику. А если работодатель получит патент на служебное изобретение, работник имеет право на вознаграждение. И выплачиваться оно должно не позднее трех месяцев после истечения каждого года, в котором использовалось изобретение, и не позднее трех месяцев после поступления выручки от продажи лицензии. За несвоевременную выплату вознаграждения патентообладатель обязан выплачивать автору за каждый день просрочки пеню в размере 0,04% суммы, причитающейся к выплате.
Однако время шло, а денег изобретателям никто платить не торопился. И в декабре прошлого года Солодкий обратился с жалобой в прокуратуру Автозаводского района. Надзорный орган направил президенту ОАО «АВТОВАЗ» представление об устранении нарушений.
- В марте предприятие заключило с Солодким и Тихомировым договоры о передаче прав и выплате вознаграждения за использование изобретения, - сказала Нина Желтухина. - Деньги изобретатели получили.
Сколько заплатили рационализаторам - не сообщается.
Вознаградили за колеса
Прокуратура заставила ОАО «АВТОВАЗ» расплатиться с изобретателями