Цель реформы ЖКХ - уменьшить бремя кошелька

Что нужно сделать собственникам квартир, чтобы попасть в программу по капитальному ремонту жилого фонда? Сколько денег выделяется на эту программу? Насколько вообще успешно идет в Самарской области реформирование жилищно-коммунального хозяйства? На эти и другие вопросы «Репортеру» ответил председатель комиссии по местному самоуправлению, строительству и ЖКХ Общественной палаты Самарской области Виктор Часовских.

- Виктор Иванович, зачем вообще нужно реформировать ЖКХ?
- Все мы прекрасно понимаем,что если ничего не менять в сфере ЖКХ, то наши дома могут превратиться в строения, без света, тепла, воды. Тарифы с каждым годом растут, а качество услуг по обслуживанию домов не улучшается. Чтобы изменить ситуацию, необходимо коренным образом реформировать эту сферу. Идеологическая цель реформы такова: люди должны понять, что теперь они собственники и должны сами управлять своим имуществом, то есть многоквартирным домом. Первая главная задача реформы ЖКХ - это повышение эффективности рыночного сектора путем введения конкуренции, создание прозрачных тарифов. Вторая задача - сокращение бюджетных расходов государства на ЖКХ. Суть реформы: жители должны платить только за те услуги, которые они действительно получают, услуги должны быть качественными, а плата за них - меньше. Основными исполнителями реформы ЖКХ являются муниципалитеты, которые на местах должны постоянно заниматься этой проблемой. Именно они должны помогать собственникам в выборе способа управления своим домом, контролировать работу управляющих компаний (УК), создавать равные условия для всех организаций сферы ЖКХ, задействованных в управлении и обслуживании домов. У населения, к сожалению, велик правовой нигилизм в этих вопросах. Поэтому местные власти должны так же вести активную разъяснительную работу по вопросам реформирования ЖКХ.
- В результате реформы должна уменьшится плата за коммунальные услуги?
- Да, с этой целью она и проводится. Нужно понимать, что тарифы на коммунальные услуги ежегодно будут расти, а для того, чтобы платить меньше, необходимо заниматься проблемами энергосбережения. Для этого должны, в первую очередь, устанавливаться приборы учета и регулирования. Для этого у нас в Самарской области принята областная целевая программа по установке приборов учета. В бюджете на 2010 год на нее реализацию предусмотрено 57 млн рублей. В целом же объем финансирования 4,1 млрд рублей. Срок действия программы до 2015 года. Планируется установка приборов учета в почти 14 тыс. многоквартирных домов. Однако только этой программы недостаточно. Чтобы не «топить» воздух должны быть минимизированы теплопотери. А для этого необходимо проводить утепление фасадов и ремонт внутридомовых коммуникации, утепление окон, входных дверей и т.д. С целью защиты населения от необоснованного повышения тарифов на жилищные и коммунальные услуги, Правительством области принято постановление, которое ограничивает повышение тарифов на определенный процент (для каждого муниципалитета - свой). Для того, чтобы защитить малообеспеченных жителей в вопросах оплаты коммунальных услуг, в бюджете области предусмотрены выплаты им субсидий на сумму более 5 млрд рублей. И еще об одной положительной новости: с 1 января 2010 года ТСЖ, ЖСК, УК освобождаются от уплаты НДС. Надеюсь, что это положительно скажется на росте тарифов.
- Капитальный ремонт домов производится за счет федерального Фонда реформирования ЖКХ?
- Ремонт могут производить и сами собственники, но это очень затратное мероприятие. Поэтому в рамках реформы и был принят 185-й федеральный закон. В соответствии с ним государство выделяет 240 млрд рублей. 60% этих средств идет на капитальный ремонт. 40% - на переселение из аварийного жилья. Для каждого региона определены лимиты в соответствии с общими площадями жилых домов. По Самарской области он составляет 5,7 млрд рублей. Действие закона рассчитано на срок до конца 2011 года. Однако на съезде «Единой России» председатель правительства Владимир Путин заявил, что реформирование ЖКХ на этом не закончится и деньги на капитальный ремонт и переселение будут выделяться и в 2012 году. Регионам федеральные деньги выделяются на условиях софинансирования. В Самарской области до кризиса эта доля составляла 42%. То есть на каждые 100 тыс. рублей регион добавлял свои 42 тыс. рублей. В 2009 году процент софинансирования был снижен до 12.
- Какие средства должны вкладывать и собственники?
- Не менее пяти процентов. Это сделано для того, чтобы собственники поняли ответственность за свое имущество и более бережно к нему относились.
- Но ведь далеко не все собственники могут позволить себе оплатить свою долю софинансирования?
- Да, ведь доплата требуется в размере 3-17 тыс. рублей. Здесь муниципалитет в соответствии с требованиями федерального закона должен определить порядок выплаты этих денег собственниками. Их либо можно выплачивать в рассрочку, пока идет капремонт, либо сразу. Для малоимущих граждан муниципальные власти могут выделить целевые субсидии. В Самаре, например, в 2008 году несколько сотен человек получили такую помощь. В Тольятти эта проблема решалась другим образом. На протяжении 4 лет в структуру платежей за квартиру, закладывалась графа на проведение капитального ремонта. Средства копились на счетах департамента ЖКХ. Полностью, конечно, это не окупило затрат, но большая часть денег была собрана и используется сейчас для оплаты этих платежей.
- В Самарской области все выделенные деньги на капремонт уже освоены?
- Пока нет. В 2008 году мы получили 384 млн рублей из федерального бюджета, 387 млн рублей было выделено из областного, муниципальных бюджетов, сборов с собственников. В 2009 году мы получили 950 млн рублей, плюс 185 млн рублей софинансирование. Таким образом, за два года область получила на проведение капитального ремонта многоквартирных домов около 2 млрд рублей. Особые сложности при освоении этих средств возникли в Самаре, которая до сих пор не отчиталась о проведенных работах. До тех пор, пока муниципалитеты не отчитаются о расходовании всех денег, областные власти не могут подавать новую заявку в Фонд реформирование ЖКХ на получение нового транша.
- Почему проблема возникла именно в Самаре?
- Самара не отчиталась о расходовании денег, полученных в 2008 году. Главная причина, наверно, в том, что УК, городские власти плохо контролирует процессы проведения ремонтных работ. Торги на определение генеральных подрядчиков министерством строительства и ЖКХ были проведены вовремя. Кстати, на домах ТСЖ ремонты уже закончены. Это лишний раз подтверждает то, что там, где есть хозяин на доме, дела идут лучше.

Версия для печати