«ЦСКБ-Прогресс» - одно из крупнейших предприятий Самары, на котором сегодня работает около 20 тысяч человек. Вместе с тем, это закрытый режимный объект, и попасть сюда «с улицы» практически невозможно. Но журналистская смекалка и жгучее желание посмотреть, как рождаются космические ракеты, все же сделали свое дело. Мы смогли проникнуть в самое сердце этого города, скрытого от глаз посторонних за шлагбаумами и высокими заборами.
Безопасность – прежде всего
На проходной сотрудник режимного отдела сверил наши паспортные данные и предложил пройти в салон служебной «Газели», припаркованной около въезда на предприятие. По пути наши телефоны благополучно были отправлены в режим сна — пользоваться мобильниками здесь запрещено.
Как выяснилось позже, сотовые телефоны здесь есть только у десятка человек – самого высокого начальства. Остальные сотрудники предприятия каждое утро сдают свои сотовые на проходной. Кроме мобильной связи здесь запрещена фото- и видеосъемка, а также флешки и модемы. И даже если рабочее место сотрудника предусматривает использование компьютера, он не может пользоваться электронной почтой или ICQ.
Связь с внешним миром обеспечивается через систему мощных фильтров, не позволяющих шпионам или хакерам пройти защиту и внедриться во внутреннюю сеть предприятия.
Родина космонавтики
Территория легендарного «Прогресса» - это несколько квадратных километров ангаров и цехов. Площадь некоторых из них превышает площадь двух футбольных полей. А весь завод по территории и количеству людей, трудящихся на производстве, можно сравнить с небольшим губернским городом. Таким, например, как Нефтегорск.
Передвигаться по местным аллеям и улицам удобнее всего на электрокарах, которые то и дело мелькали мимо нашего «экскурсионного» микроавтобуса.
Водитель остановил около большого ангара, при входе в который у нас в очередной раз проверили документы. Облачившись в белые халаты, мы прошли внутрь, где нас приветливой улыбкой встретил средних лет мужчина.
- Сергей Игнатьев, замначальника цеха окончательной сборки и испытания ракет-носителей, - представился он. - Готовы к прогулке?
Пройдя по цеху, мы оценили весь масштаб космической отрасли и испытали небывалую гордость за нашу Самару – родину героических ракет.
А еще нас не покидало чувство, будто за нами кто-то следит. Впрочем, так оно и было - сопровождающий из режимного отдела ни на минуту не отставал от нашей группы и регулярно подавал знаки, когда фотографу следовало прекратить снимать, а мне перестать задавать лишние вопросы.
Дым без огня
И все же кое-что выведать у нашего экскурсовода нам удалось. В частности, он рассказал, что в цехе трудятся около 300 человек. В их обязанности входит сборка, окраска, тестирование, зачехление, погрузка в вагоны ракет-носителей типа «Союз». А также их отправка по назначению – на Байконур, в Плесецк или во Французскую Гвиану, где ближайший старт назначен на конец этого года.
- Сама ракета состоит из четырех основных элементов, - рассказывает Сергей. - Это первая ступень, состоящая из четырех боковых блоков, вторая (центральный блок) и третья ступень, а также головной обтекатель, в котором находится объект, работающий в космосе. Каждая рабочая ступень состоит из трех частей: баки горючего и окислителя, а также двигатель.
В цех баки поступают совершенно «голые». Здесь в них монтируют пневмогидравлическую систему, кабельную сеть, устанавливают приборы. Все это испытывается, после чего делаются балансировки, блок взвешивается и отправляется на комплексно-испытательную станцию (КИС). Она расположена здесь же, в цеху, и похожа на некий аналог центра управления полетов. При этом не производится никаких огневых работ. Испытания на герметичность проводятся только с использованием сжатого воздуха.
- С помощью массы датчиков мы имитируем сборку ракеты и проводим ее «запуск», - продолжает Сергей Игнатьев. - Приборы, расположенные внутри станции, контролируют все необходимые параметры и показатели. Мы их записываем, анализируем и, если не обнаруживаем никаких отклонений, готовим ракету к отправке.
50 лет – не срок
Перед отправкой на космодромы элементы ступеней ракет запаковывают в специальную герметичную прорезиненную ткань. Вообще, надо сказать, к чистоте здесь жесткие требования - каждую ступень пылесосят, чтобы на ней не было ни пылинки, ни соринки.
- После испытаний внутрь блока забирается работник и спиртом протирает все детали, - говорит Сергей. - Это гарантия того, что там не останется посторонних предметов. Хотя, наверное, такого произойти не может в принципе. У каждого рабочего есть инструментальная сумка, каждый ключ замаркирован, и перед началом работы контролер проверяет комплект его инструментов. По окончанию смены, если какого-то инструмента у рабочего не будет хватать, то он просто не сможет покинуть цех. Это железное правило действует здесь уже много лет.
Удивительно, но в цехе, где работает Сергей Игнатьев, мало что изменилось со времен отправки в космос Юрия Гагарина. Ракету первого космонавта собирали именно здесь. Сами того не зная, мы битый час ходили по рельсам, по которым в 1961 году вывозили ступени «Востока»...
Цифры
300 тонн в среднем весит заправленный, готовый к взлету ракета-носитель «Союз». Из них полезный груз может весить максимально 7 тонн
Галина Гагарина: «Отец полетел в космос благодаря самарцам!»
Дочь Юрия Гагарина, Галина, и космонавт Олег Кононенко, долгое время работавший на «Прогрессе, приехали в Самару на празднование 50-летия полета человека в космос.
Во время их экскурсии по ЦСКБ, Галина Гагарина поблагодарила работников завода, собиравших ракету для ее отца:
- Я нахожусь под большим впечатлением после посещения цеха, где вы собираете великую технику. Без воплощения ваших идей и без вашего труда невозможным был бы полет человека в космос, и человечество никогда бы не увидело нашу землю сверху и не восхитилось бы ее красотой. Огромное вам за это спасибо!
Олег Кононенко рассказал, что он готовится к очередному полету на орбиту:
- Следующий мой полет запланирован на ноябрь. Я полечу в составе 30-й экспедиции вместе с астронавтом Европейского космического агентства голландцем Андре Кейперсом и американцем Доналдом Петтитом из NASA. Я заменю на МКС Сергея Волкова, который с командой отправится туда 30 мая. В общей сложности на борту проведу полгода.