В баню по блату

Давайте вместе полистаем наши старые фотоальбомы. Черно-белые карточки и первые цветные снимки сохранили немало моментов жизни, прошедших под тенью аббревиатуры СССР и в урагане смутных 90-х годов. Каждый помнит эти времена по-своему. Сегодня листаем семейный альбом директора самарского цирка Василия Браташа.

 

 

1958 год, у соседского дома на улице Куйбышева. Василию один год.
– На снимке я вместе с родной сестрой и братом, - рассказывает Василий Браташ. - Мы жили недалеко от старого ГУВД. Брат и сестра ходили со мной гулять по окрестным дворам. Помню, что сестренка очень стеснялась выводить меня на улицу, говорила: «Он такой кривоногий, надо мной все смеются». Но деваться было некуда — мама и бабушки были очень строги.
Василий Браташ рос без отца. Маме приходилось много работать, чтобы кормить и одевать троих детей. Поэтому большинство забот о младшем сыне легло на плечи старших детей.
– Через много лет я побывал во дворе своего детства. Поразило, насколько там все маленькое — домики, скамейки. А раньше все казалось таким большим и необъятным. Наверное, подобное ощущение у каждого возникает, кто навещает места своего детства.

 


1961 год, с сестрой на лавочке у родного дома.
Василий Браташ жил в большой коммуналке, в одноэтажном доме наКуйбышева. Семья Василия (мама и трое детей) жила в одной из комнат трехкомнатной квартиры. В двух других разместились бабушка Браташа, ее сестра и брат бабушки с семьей. Соседи были очень дружны. На снимке из окна квартиры Василия Юрьевича выглядывает соседский мальчик.
– Наш дом сохранился до сих пор, - говорит Василий Браташ. - Все такой же старый. Видимо, не знал ремонта все это время. Помню, рядом были сарайчики, где жильцы хранили все подряд. А мой брат летом даже жил там, ведь в комнате было очень тесно. Иногда и я к нему присоединялся, - вспоминает Браташ. - И вот как интересно повернулась жизнь. В доме, где я родился, сейчас находится студия самарского фотографа Олега Давыдова. Я с Олегом познакомился год назад и случайно узнал, что он «обитает» в доме моего детства.
Позже коммуналку расселили, и семья Василия переехала на Чапаевскую. Получили жилище и остальные родственники. Но каждые выходные семья собиралась вместе. Никак не могли привыкнуть, что теперь живут в разных местах.
- Собирались почему-то все время на нашей территории, - вспоминает Браташ. - Женщины готовили, накрывали стол. Народвыпивал и обязательно пел.

 

 


1964 год, фойе «Бани №1», где работала мама Васи.
Сын часто приходил к маме после уроков, поэтому на фото Василий в школьной форме.
– У мамы было высшее педагогическое образование, - рассказывает Василий Юрьевич. - Но ее отец был из дворян, его репрессировали, а потому работать в школе маме не дали. Она устроилась в баню уборщицей. Со временем стала администратором, потом директором.
Баня №1 выросла среди трущоб в районе улиц Чапаевской и Пионерской. По тем аскетическим временам она была шикарным «капиталистическим» строением — двухэтажная, из стекла и кирпича. И внутри банька была оформлена на уровне — неоновые лампы, живые цветы, белый кафель, аппарат с газировкой.
- В бане была парикмахерская, буфет, номера-люкс, парилка, бассейн. Вся обкомовская элита по ночам там отдыхала. А все наши родственники бесплатно ходили мыться по блату. На все праздники в фойе накрывали столы, по понедельникам проводили партийные собрания. Мама зачитывала отчет о работе, а потом вручала подарки коллективу.

 

 


1981 год, на арене Тульского цирка.
До 1983 года Василий был акробатом. Однако обожал клоунаду и наизусть знал весь клоунский репертуар. И вот в 1981 году, на гастролях в Туле, ему пришлось заменить на манеже клоуна.
- Это был мой первый выход в роли клоуна, - вспоминает Василий Юрьевич. - Мне пришлось заменить артиста Рудольфа Коновалова, который внезапно запил. Я знал весь репертуар, поэтому лучшей кандидатуры не было. Я нацепил костюм Рудика и пошел на арену. С тех пор я регулярно выступал вместо Коновалова, когда он был в запое. У меня даже в графе «жанр» было написано «клоун-акробат».
Цирковая жизнь позволила Василию безнаказанно носить длинные волосы. В то время подобные прически среди парней вызывали резкое неприятие. Но клоуну-акробату было «фиолетово» до общественного мнения. Он находился под влиянием «Битлз». Василий не таясь слушал этих «капиталистических» музыкантов и подражал их стилю.
- Периодически меня грозились исключить отовсюду, но до конкретных шагов дело так и не дошло, - вспоминает Василий Юрьевич. - С такой прической я проходил всю жизнь, так как любовь к «Битлз» не прошла. Правда, раз в пять лет брился налысо, а потом возвращался к битловской прическе.

2009 год

 

Версия для печати