Феномен людей, включающих громко музыку в машинах. Разбор поведения и способы взаимодействия. Мнения профессионалов

Все мы живём в социуме и зачастую сталкиваемся ситуациями, которые могут нарушить наш привычный темп жизни. Это может быть пробка по дороге на работу из-за двух людей, которые никак не могут уступить друг другу дорогу или незнакомец в магазине, решивший нахамить вам на пустом месте, а может вы не спали всю ночь, потому что под вашими окнами неугомонно проносились машины с громкой музыкой. Сегодня я хочу разобрать феномен людей, включающих громко музыку в машинах. Согласитесь, каждый хоть раз в жизни сталкивался с данной ситуацией и не понимал, а в чём же причина подобного поведения? Неужели им это нравится?

Чтобы изучить данный вопрос детально, я обратилась за помощью к профессионалам: Мышкиной Марине Сергеевне и Зориной Светлане Валерьевне. Задала 6 интересующих меня вопросов по данной теме и получила развёрнутые ответы от квалифицированных специалистов.

Мышкина Марина Сергеевна — кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии.

1. Как вы считаете, для кого они это делают — для себя или для окружающих?

— Думаю, что избыточно громкая музыка в машинах — это стиль, демонстрация предпочитаемой группы принадлежности, часть идентичности. Это демонстрация принадлежности к субкультуре, где приветствуется именно такой способ презентации. Исходя из этого, можно сказать, что включают они так громко музыку для себя.

Есть еще один способ объяснения. Известно, что умственная отсталость может быть вторичной, как результат некомпенсированной потери слуха в раннем возрасте. Поэтому, как сказала внучка академика дефектолога Е. А. Стребелевой о водителе, из машины которого на всю улицу раздавались звуки, — "бабушка, он или глухой или умственно отсталый".

2. Что они хотят этим сказать?

— Думаю, ответ можно найти в п. 1.

3. Подобное поведение может свидетельствовать о каких-либо проблемах?

— Это поведение — свидетельство проблем. В первую очередь, это проблема существенного снижения культурного уровня общества, низкого образовательного уровня, снижение уровня лояльности общества к любым безобразным выходкам. Это снижение социальных норм внутри человека, когда право индивидуальности выше прав других людей.

Это проблемы всего общества. Это проблемы тех, кто вынужден мириться с этим громким звуком. Конечно, это также проблемы того, кто включает так громко музыку. Ему ведь придется когда-нибудь войти в конфликт с другими по этому поводу.

4. Можно ли по нему судить о неуважении окружающих и пренебрежении к социальным нормам?

— Со стороны окружающих — это явное неуважение к ним и пренебрежение их правами и неписанными социальными нормами. Со стороны "включальщика" — это осознанная демонстрация своего имиджа и неосознаваемая демонстрация своего подпорогового уровня культуры и социальности.

5. Можем ли мы повлиять на их поведение, вступая в контакт?

— Можем. Спокойно сказать о своих чувствах, о своих правах, запастись на этот случай информацией об официальных санкциях за такое поведение. Вежливо, но настойчиво просить и объяснять. Как говорится, если каждый день и с полной отдачей, то результат будет.

6. Если это проблема, то чем это лечить?

— Лечить учением, повышением образовательного уровня, включением в культуру в самом широком смысле слова, выведение из его субкультуры. Открытие ему мира людей, показывать ему социальную реальность с разных точек зрения.

Зорина Светлана Валерьевна-кандидат психологических наук, кафедра социальной психологии, заведующий кафедрой НИИ-311 (Научно-исследовательский институт социальных технологий), старший научный сотрудник

1. Как вы считаете, для кого они это делают — для себя или для окружающих?

— Поведение человека является отражением его потребностей, ценностей, прошлого эмоционально значимого опыта. В этом смысле все, что делает человек, он делает для себя. Но это не означает, что мнение других не учитывается. Люди проектируют или корректируют свое поведение, учитывая предполагаемую реакцию окружающих: поддержку, осуждение, нейтральное отношение. Получается, что действие, которое осуществляется в социальном окружении, свидетельствует о потребностях, интересах самого человека и его представлений о том, что ожидают от него другие люди.

То есть поступок рождается из сплава того, что нужно человеку и что ему можно и должно. Разнообразие желаний у людей и отличия в представлениях о допустимом порождает многообразие поведения, демонстрируемое в социуме, отражая неповторимость каждого по-своему вписывающегося в сложный социальный мир.

2. Что они хотят этим сказать?

— Я бы переформулировали вопрос по-другому: Что мы слышим? То есть как человек, который получает сообщение другого, его понимает. Можно начать с эмоций, переживаний, состояний, которые вызывает громкая музыка: раздражение, тревога… (что-то другое?). А потом определить, что именно вызвало эту эмоцию. Например, если это раздражение, то, возможно это реакция на интерпретацию громкой музыки как признака неуважения к другим. Если это переживание тепла, объединения, то узнаваемая композиция, звучащая из машины — знак принадлежности к сообществу поклонников определённого музыкального направления. Возможно кто-то почувствует возбуждение, легкость, потому что музыка напомнит ему о состоянии драйва, которое связано со скоростью, ритмом, энергией. Люди реагируют не на послание, а на то, как они его понимают.

Замечу, что жители больших городов могут находиться под влиянием акустического шума, исходящего от трассы, строек, толпы людей. В этом случае отдельные "акустические атаки" — неожиданно громкая музыка, срабатывание сигнализации, стук в соседней квартире перегружают систему восприятия. Напряжение от фонового шума достигает критического уровня и переживается как гнев из-за слишком громкого звука. Жизнь в "человейнике" — огромном современном городе существенно увеличивает сенсорную нагрузку на каждого. Частично эта акустическая вакханалия зависит от поведения горожан. Иногда люди не замечают, что визуальная и аудиальная границы не совпадают. Наше тело имеет ясно различимые параметры, наше пространство может быть надежно помечено стенами жилища или кузовом машины. Но границы звука не заметны, они легко распространяются за пределами территории, которую мы считаем своей. Если представить аудиальное пространство человека в виде условных "пузырей", мы увидим, как они накладываются друг на друга, как "пузыри" некоторых людей поглощают десятки других и все это вместе создает какофонию большого города. У людей разный порог чувствительности к шуму: для некоторых слабые звуки — это испытание, для других испытание — тишина. Важно понимать собственные границы комфорта и стремиться создавать вокруг себя среду и ситуации, в которых можно отдохнуть и восстановиться. Тогда будет легче справиться с практически неизбежным временным акустическим дискомфортом, порождаемым современным городом.

3. Подобное поведение может свидетельствовать о каких-либо проблемах?

— Если под проблемами имеются в виду внутренние конфликты человека, то на основании только одной особенности поведения такие выводы сделать сложно. Просушивание музыки может использоваться человеком с разными целями. Например, слушая любимые композиции, можно управлять своим настроением, поскольку мелодии способны вызывать сильные и устойчивые позитивные состояния: радости, умиротворения, торжества, удовольствия. Музыка помогает справиться с состоянием монотонии, усталости, которые могут возникать при вождении.

4. Можно ли по нему судить о неуважении окружающих и пренебрежении к социальным нормам?

— Да, это один из вариантов интерпретации громкой музыки, звучащей в машине. Социальные нормы зависят от контекста. Если это музыка, звучащая в дневное время на трассе, то другие могут услышать ее в течение нескольких секунд. Обычно у окружающих водителей есть возможность закрыть окна и слушать свою музыку. Если это происходит в 12 часов в ночи на стоянке рядом с домом, тогда — это нарушение правил и можно звонить в полицию. Есть известное выражение: "Свобода размахивать руками заканчивается у кончика носа другого человека". Ущемляет ли человек, который слушает громкую музыку в своей машине права другого человека? Наверное, не всегда, а только при определённых обстоятельствах. Давайте, вспомним уличных музыкантов. Они громко играют музыку в публичном месте.

Кому-то из прохожих не нравится эта песня, кого-то раздражает шум, другие специально останавливаются, чтобы послушать и получить удовольствие. Мы вряд ли смогли бы договориться о репертуаре и месте выступления музыкантов, которые всех устроят. Поэтому музыканты играют в дневное время там, где могут заработать, а люди могут легко покинуть место, в котором музыка вошла в их жизнь без спроса.

5. Можем ли мы повлиять на их поведение, вступая в контакт?

— Хороший вопрос. Он про возможность диалога, целью которого может быть как достижение взаимопонимания, так и одностороннее влияние. Изменить другого человека без его желания довольно сложно. В антиутопиях описывается мир, в котором все следуют установленным правилам, правда, это не делает людей счастливыми, даже если они верят в правильность устройства такого миропорядка.

6. Если это проблема, то чем это лечить?

— Этот вопрос лучше задать доктору. Слово "лечение" применяется к человеку, который чем-то болен. Например, психиатры лечат от психических расстройств. Психологи оказывают психологическую помощь людям без нарушений психики.

Версия для печати