Последние года два самой волнующей темой для грузоперевозчиков являются правила поверки тахографа, которые регламентирует множество нормативных актов. Их положения заинтересованными сторонами толкуются неоднозначно, что в совокупности с тяжестью последствий за несоблюдение нормативов не может не вызывать нервозности. Кратко обрисуем текущую ситуацию.
В начале 2015 года тахографы официально признали средствами измерений, которые подлежат периодической поверке. В настоящее время дедлайн составляет 7 лет. Как следует из приказа Росстандарта № 1658, метрологические характеристики данных приборов обеспечивает блок СКЗИ, а точнее – две его модификации НКМ-К и НКМ-2, которые, собственно, и подлежат сертификации.
Возникает логичный вопрос, а как быть с моделями, выпущенными дл 2015 года? Минтранс, Росстандарт и производители искали компромиссное решение около 11 месяцев. В конечном итоге сошлись на том, чтобы признать все существующие модели тахографов средствами измерений. В начале прошлого года вывод был немного подкорректирован – «при условии использования в них поверенных блоков СКЗИ».
Однако, приказ Минтранса №55, официальный закрепляющий изменения, вступил в законную силу только в середине мая прошлого года. Всё это время инспекции штрафовали водителей, обоснованно ссылаясь на приказы МВД и прочих заинтересованных ведомств.
Примечательно то, что согласно упомянутому приказу, приборы, выпущенные до мая 2017, становятся средствами измерений, на которые распространяется обязательная поверка, только после замены СКЗИ. Предыдущий ведомственный приказ №36 установил, что криптографические блоки подлежат плановой замене через 3 года после установки. Следовательно, в этот период обязательной поверке они не подлежат.