В конце апреля власти областного центра планируют опубликовать проект Правил землепользования и застройки в Самаре. Как может измениться ситуация после принятия этого документа, в каком состоянии сейчас находятся объекты культурного наследия и почему городские чиновники не спешат реконструировать памятники архитектуры, в интервью «ВК» рассказала министр культуры Самарской области Ольга Рыбакова.
«Город пытается сложить с себя полномочия»
- Судя по публикациям в самарской муниципальной прессе, власти Самары обратили внимание на состояние памятников архитектуры. Действительно ли существующие проблемы находят решение?
- Такие публикации появляются с завидной регулярностью, и призваны, очевидно, убедить общественность в том, что администрация городского округа повернулась лицом и к проблеме сохранения объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципалитета, и к проблеме бережного сохранения и благоустройства исторической части города, а главное, достигла в этом направлении некоего концептуального прорыва. К сожалению, реальная практика показывает, что дело обстоит совсем не так, как это представляется в городских газетах. Муниципальные чиновники как пытались всеми силами сложить с себя полномочия по сохранению культурного наследия и по регулированию градостроительной деятельности в границах городского округа, возложенные на них Федеральным законом «Об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации», так и продолжают это делать. Видоизменилась только тактика. Напомню, до недавнего времени высокопоставленные лица городской администрации публично заявляли, что в Самаре памятников истории и культуры нет, а значит, и сохранять нечего. Мотивировалось это отсутствием единого государственного реестра объектов культурного наследия народов РФ, предусмотренного ФЗ от 25.06.2002 г. №73. О существовании на этот период (в соответствии с переходными статьями того же ФЗ) государственных списков недвижимых памятников истории и культуры ими тактично умалчивалось. Но этот козырь оказался бит. С 1 января 2010 года вступило в силу Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, утвержденное постановлением Федерального Правительства. Объекты культурного наследия есть, и сохранять их надо. В соответствии с тем же федеральным законом бремя содержания объекта культурного наследия несет его собственник. Что делать? Администрация Самары находит новый выход: избавиться от памятников истории и культуры в муниципальной собственности!
«Покупатели не знают, что приобретают памятники архитектуры»
- Поясните, каким образом происходит отчуждение объектов культурного наследия из собственности городского округа?
- Оно должно происходить в установленном законом порядке: через конкурсные торги, с уведомлением, что отчуждаемый объект является памятником истории и культуры, с обременением нового собственника охранными обязательствами. Но это происходит далеко не всегда. И добросовестный покупатель лишь потом с удивлением узнает, что приобрел в собственность памятник архитектуры. Хорошо, если по неведению он еще не успел его сломать! И это в том случае, когда отчуждается здание освобожденное, и объект культурного наследия целиком и полностью переходит в руки одного собственника.
- А если здание будет разделено между несколькими владельцами?
- В большинстве своем городом распродаются отдельные нежилые помещения, расположенные в объектах культурного наследия, верхние этажи которых заняты жильем, до момента приватизации квартир – муниципальным. Такие многоквартирные дома, являющиеся объектами культурного наследия, в настоящее время администрацией Самары в одностороннем порядке просто исключаются из реестра муниципальной собственности. Бремя содержания всего здания как объекта культурного наследия автоматически перекладывается на собственников отдельных помещений в нем, включая собственников жилых квартир. Спасение утопающих становится делом рук самих утопающих! Администрация города в очередной раз свои руки умывает.
- Каково положение людей, которые живут в таких домах, которые зачастую являются и аварийными?
- С переселением граждан из ветхого и аварийного жилья дело обстоит еще интересней. Людям, волею судьбы проживающим в памятниках архитектуры, так и не дождавшихся от городских властей своевременного ремонта и пришедших в аварийное состояние, городские чиновники отказывают в возможности переселения в рамках существующей федеральной программы. Объясняется это ими следующим образом: здание – памятник, снести его нельзя, значит, переселить вас мы не можем.
- Получается, такие люди по закону не могут получить другое жилье?
- Это очередное лукавство самарских городских властей! Если ветхое и аварийное здание является объектом культурного наследия, соответствующая Межведомственная комиссия вправе признать его подлежащим не сносу, а реконструкции. В этом случае гражданам также обязаны предоставить новое жилье.
Что делают городские чиновники в тех редких случаях, когда все же признают ветхий памятник архитектуры подлежащим реконструкции? Они соглашаются переселить только тех граждан, кто до сих пор пользуется квартирой по договору социального найма. Собственникам же приватизированных квартир предлагается решать свои проблемы самостоятельно, включая и реконструкцию дома. Еще один изящный уход в сторону самарских муниципальных властей. Возникает вопрос - на что в таком случае расходуются средства, предусмотренные федеральной программой? Я считаю, что настало время дать правовую оценку изобретательности администрации Самары в исполнении возложенных полномочий.
«Правила землепользования и застройки должны соответствовать закону»
- Какие шаги предпринимает администрации города в области сохранения и развития исторического центра Самары?
- Все достижения, о которых пишут местные газеты, говорят сами за себя. По словам главы города, в конце апреля должен быть опубликован очередной вариант проекта Правил землепользования и застройки городского округа Самара. Это проект не содержит в своем составе режимов использования земель и градостроительных регламентов, направленных на обеспечение сохранности объектов культурного наследия при осуществлении на территории города градостроительной и хозяйственной деятельности. Наличие же в Правилах землепользования и застройки соответствующих регламентов - предусмотрено требованиями как Градостроительного кодекса РФ, так и Федеральным законом об объектах культурного наследия.
- Что именно предусматривает проект Правил?
- В предлагаемом администрацией проекте Правил землепользования и застройки вся историческая часть Самары покрывается двумя территориальными зонами: Ц1 и Ж5. Градостроительными регламентами, предусмотренными проектом для этих зон, предельные параметры объектов капитального строительства, в частности, их высота, не устанавливаются. То есть допускается строительство небоскребов. При этом отсутствуют какие-либо обоснования того, до какой степени историческую часть города с ее памятниками истории и культуры, исторически сложившейся сетью улиц и кварталов можно уплотнять застройкой, нагружать транспортом и потоками людей, чтобы при этом она не погибла и сохранила свое своеобразие. Выдержит ли историческая часть города нагрузку в 22 тысячи кв. м жилья на гектар своей территории, предложенную московскими архитекторами из бюро «Остоженка», так обрадовавшими своим предложением представителей городской администрации? Кроме того, все это происходит после двух с лишним лет, потраченных администрацией Самары на разработку новых Правил землепользования и застройки! Что это: полная беспомощность или нежелание навести наконец порядок в вопросах застройки города?
- Это не первый подготовленный к публикации вариант проекта. Почему не были приняты предыдущие?
- Все предшествующие варианты текста имели все те же замечания со стороны областного министерства культуры: нет регламентов, обеспечивающих сохранность объектов культурного наследия. Нет их и до сих пор. Даже в тех временных границах территорий объектов культурного наследия, что были согласованы по обращению администрации Самары министерством культуры на время разработки Проекта зон охраны объектов культурного наследия в границах всего города. Задание на его разработку, составленное министерством, было получено департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара более года назад. Но разрабатывать Проект зон охраны объектов культурного наследия в границах города с тем, чтобы включить его регламенты в Правила землепользования и застройки, администрация города под различными предлогами отказалась, предпочитая идти своим, неисповедимым, путем. Камо грядеши? Необходимо отметить, что новый генеральный план Самары, утвержденный городской думой, не был согласован с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, как того требует Закон в отношении исторических поселений. В этих условиях, если Правила землепользования и застройки города и будут приняты муниципальными властями с нарушением закона, то о каком стремлении к сохранению в Самаре культурного наследия со стороны администрации городского округа может идти речь?