Владимир Артяков: «Наш регион должен стать одним из лидеров инновационного роста»

Читали 967

Недавно исполнилось три года работы Владимира Артякова в должности губернатора Самарской области.  «СО» обратилось к главе региона с просьбой рассказать о том, как он оценивает события в губернии за прошедшее время.

- Практически половина вашего губернаторского срока пришлась на экономический кризис. Самарская область оказалась в числе регионов, переживших максимальный спад. Как вы оцениваете события 2008-2009 годов? Был ли во всем происходящем субъективный региональный фактор, или же процессы, происходившие в регионе, носили характер такой же, как и во всей стране, в мире?

- Процессы, происходившие в экономике региона, были беспрецедентны. В первую очередь в силу того, что у нас высоко развита промышленность, высокотехнологичные отрасли - машиностроение, автомобилестроение, нефтехимические производства с высокой степенью передела и т. д. Именно такие регионы, их производства, ориентировавшиеся на развитие, вкладывавшие средства в модернизацию, оказались под ударом. Объемы падения в Самарской области достигли 30%. По меркам любого государства такое падение неизбежно должно было привести к банкротству. В этой ситуации правительство области сработало оперативно и без грубых ошибок. Мы смогли избежать худшего варианта развития событий.

- А он был возможен?

- Я не исключал этого. Если бы мы упустили контроль над ситуацией, то имели бы сегодня другую область и совершенно иное экономическое положение. Но мы реализовали свой антикризисный план, добились понимания и помощи со стороны правительства России. И теперь я могу констатировать, что эти действия привели к положительным результатам. Давайте посмотрим на показатели безработицыв области - 2, 2%, в Тольятти - менее 3%. Если учесть, что 1, 5% - это традиционный статистический показатель для Тольятти, мы можем расценивать ситуацию с занятостью в городе как нормальную и стабильную. И это при том, что у нас в области работает более 300 предприятий, завязанных на автопром. Вместе с АвтоВАЗом оптимизация численности на них составила около 30 тысяч человек - квалифицированных рабочих, специалистов. Таким образом, с учетом членов семей кризис затронул в этой отрасли более 60 тысяч человек, в своем роде небольшой город, за который мы должны отвечать.

- Получается отвечать?

- Я считаю, что да. Да, была критика, есть разные взгляды на ситуацию, но самое главное, есть реальные действия – создание новых рабочих мест, предоставление возможностей переобучаться. Таких процессов в сжатое время никто еще не проходил, да еще связанных с изменением мироощущения людей. Мы сталкивались и сталкиваемся с тем, что взгляды людей на работу у нас и на Западе разные. Там людям важна работа, доход, у нас в силу ментальности многие ждут того, что их вернут на прежние, уже несуществующие места. Я как-то разгов арив а л в одном из центров занятости с мужчиной. Он раньше работал в офисе крупной организации, был сокращен, ищет работу. Есть вакансии – по рабочим специальностям с нормальными окладами. «Пойдете? » - спрашиваю. «Нет, подожду еще, куда торопиться», - сказал он мне. И это совсем не единичный пример. Мы по договоренности с «Роснефтью» объявили о наборе рабочих в Тольятти. Нормальные рабочие места, в том числе связанные с командировками, но с хорошими зарплатами, социа льным пакетом и пр. Высвобождаемые сотрудники АвтоВАЗа составили менее половины претендентов.

- Как вы оцениваете сейчас ситуацию на АвтоВАЗе? Завод во многом определял экономику региона, и его фактический крах в начале 2009 года был тяжелым ударом. Что дальше?

- На предприятии стабильная ситуация. Работает уже второй этап программы утилизации старых автомобилей. В этом году завод планирует выпустить около 600 тысяч машин. Это будет прекрасный результат, особенно если учесть, что одна сборочная линия закрыта и модернизируется, ведется всесторонняя подготовка к запуску новой линейки автомобилей совместно с «Рено-Ниссан». Одновременно завод вынужден решать проблемы с кредиторами, дочерними предприятиями. Но все видят, что АвтоВАЗ выруливает, и, соответственно, у всего региона появляются новые перспективы развития. Надо только осознавать, что впереди непростая работа.

- Новые планы развития АвтоВАЗа предполагают, помимо всего прочего, совершенно иные требования к уровню продукции компонентных производств. Нет у вас опасения, что производители компонентов, работающие на территории региона - в Тольят ти, Сызрани, могу т быть вытеснены из линейки заказов ВАЗа? Ведь тогда вы как руководитель региона можете увидеть и социальные, и экономические последствия подобных процессов...

- Ситуация очень непростая, и у нее есть свои нюансы. Производители автокомпонентов в подавляющем большинстве - частные компании. У них есть владельцы, за которых государство и органы власти не могут решать, что им делать в ближайшей перспективе. Кто-то давит на своего главного потребителя, требует повысить закупочные цены. Кто-то хочет снять сливки и уйти. Кто-то хочет работать дальше. При этом все должны понимать, что АвтоВАЗ уже не тот завод, что раньше. А через два-три года это будет совершенно новое производство с иными технологиями и другой продукцией. Компонентщики, если они хотят остаться в партнерах у обновленного ВАЗа, должны быть готовы к этому. Должна идти параллельная модернизация их производств. Если АвтоВАЗ снижает издержки, держит цены на машины, то и автокомпонентные производства не должны спекулировать, они должны идти параллельными курсами, понимая, что у них совместное будущее. Конечно, если владельцы каких-то смежных производств этого не поймут, то АвтоВАЗ вынужден будет искать других поставщиков. Есть и другая составляющая - она касается нас как региона, как правительства, которое, конечно, заинтересовано в том, чтобы производители компонентов развивались на площадках области. Мы делаем свои шаги для этого. Лоббируем наших производителей, создаем возможности для модернизации существующих производств, строительства новых. Этому должно способствовать появление особой экономической зоны в Тольятти.

- Вы предполагаете, что местные производители автокомпонентов будут строить заводы в этой зоне?

- ОЭЗ – стимул для тех же производителей автокомпонентов по-новому посмотреть на свой бизнес, на возможность привлечения профильных партнеров для обновления производств. Это же не просто 600 гектаров земли с подведенными коммуникациями. Это готовая площадка для создания производства. Рядом развитый город с необычайно молодым населением - в России очень мало городов могут похвастаться таким низким средним возрастом. Есть свои вузы, наука, огромный пласт высококвалифицированных кадров. Кроме того, здесь предусмотрены различные льготы и преференции. Но при этом надо понимать, что в ОЭЗ производителей автокомпонентов будет где-то около 30%. Остальное – другие высокотехнологичные производства.

- Есть история попыток создания подобных зон в России, в том же Татарстане. Не сказать, чтобы они были очень успешны. Зону в Елабуге раскручивают уже много лет...

- Надо работать. Если мы просто воткнем колышки и повесим вывеску «ОЭЗ», то вряд ли нам стоит ждать очереди из инвесторов. Кроме того, в мире существует жесткая конкуренция среди подобных зон - они активно продвигаются в Китае и странах ЮВА и их создатели активно борются за потенциальных инвесторов. Не прекращаем эту работу и мы. На сегодняшний день в нашем активе соглашения о реализации инвестиционных проектов с 11 потенциальными резидентами. Инвестиции по согласованным проектам составят более 40 млрд рублей. Надеюсь, это лишь предварительные цифры, которые будут корректироваться в сторону увеличения. Мы рады всем инвесторам - приходите и работайте. Для этого в ОЭЗ создаются все условия. Только на инфраструктуру будет направлено более 13 млрд рублей из федерального и областного бюджетов, а также средств частных инвесторов.

- Насколько я знаю, в планах некоторых компаний, уже анонсировавших свое участие в работе тольяттинской ОЭЗ, присутствует неопределенность. Были публичные выступления производителей игрушек и так далее…

- Но ведь это рабочий процесс. В нем, к примеру, пытается участвовать масса посредников, на поверку оказывающихся несостоятельными. Есть инвесторы, заявившие о проектах, но не располагающие пока или уже ресурсами для реализации. Ряд компаний ждали завершения законодательных процедур. Мы недавно подписали договор с Минэкономразвития. Для многих он стал ориентиром нашей готовности к переговорам. И наконец, мы будем активно продвигать тольят тинскую площадку в мире - в Европе, Китае, Азии. Будем бороться за привлечение инвесторов.

- А если реалистично смотреть на перспективы развития ОЭЗ, то когда, на ваш взгляд, в ней заработают предприятия?

- Года через два-три. Надо быть объективными: 9 месяцев требуется на формирование проекта и согласование, затем строительство – это минимум два года.

- Есть самые разные взгляды на то, как изменилась инвестиционная привлекательность региона за последние годы. Как вы оцениваете интерес со стороны инвесторов? Сейчас в области есть масштабные проекты, реализация которых уже началась или начнется в обозримом будущем?

- У нас достаточно большое количество партнеров, которые интересуются регионом. Конечно, какое-то число из заявлявшихся бизнесменов отпадало в силу различных причин, но процесс поиска не прекращается. У нас самодостаточная область - много развитых производств, крупных и средних собственников, конкуренция во многих сферах очень жесткая. По этой причине мы стараемся отбирать проекты, которые не конкурируют с существующими. И прежде всего они должны быть связаны с инновационной деятельностью. Наш регион должен стать одним из лидеров инновационного роста. Для этого у нас есть все. В частности, большие надежды мы возлагаем на проект по созданию IT-парка «Жигулевская долина» в Тольятти. Этот проект получил высокую оценку на недавнем форуме «Единой России» в Нижнем Новгороде. Его по праву можно назвать проектом национального значения. В 2010 году предусмотрено финансирование первого этапа создания технопарка из федерального бюджета в объеме 600 млн рублей. Кроме того, для нас очень важно начало реконструкции аэропорта «Курумоч». Этот проект будет одним из самых знаковых для нашей области.

- А уже понятно, кто из инвесторов будет управлять проектом реконструкции?

- Вы знаете, что уже подписан указ президента о передаче 51% акций ОАО «Международный аэропорт «Курумоч» в собственность региона. Это означает, что мы можем консолидировать оставшиеся акции и распоряжаться стопроцентным пакетом при работе с инвесторами. У нас уже есть элементы конкуренции между компаниями, которые заявляют о желании вложиться в аэропорт. Их несколько, и мы будем выбирать.

- Это иностранные компании?

- И иностранные, и российские.

- Пакет будет продаваться или передаваться в управление под конкретную задачу. Вы ее определили?

- Конечно. Инвестор должен будет в кратчайшие сроки превратить «Курумоч» в современный аэропорт, не имеющий ограничений по взлету-посадке летательных аппаратов, способный обслуживать большие объемы пассажирских и грузоперевозок. Мы должны создать значимый центр перевозок. Это вполне решаемая задача. «Курумоч» – привлекательный аэропорт с точки зрения логистики, позволяющий организовывать перевозки по многим направлениям. Посмотрите на Екатеринбург – как изменился там аэропорт после его реконструкции, как заметно выросли потоки, как это повлияло на инвестиционную привлекательность региона.

- Планы по созданию региональной авиакомпании вы также увязываете с развитием «Курумоча»?

- Конечно. Они будут друг друга дополнять. Обновленный аэропорт и базовая авиакомпания с хорошей маршрутной сеткой прекрасно сочетаются. Для Самарской области было трагедией то, что произошло с авиакомпанией «Самара». Когда собственники «Самары» пустили ее в распыл, работу потеряло около 1000 специалистов, высококвалифицированных, компетентных людей. Кроме того, сократилась востребованность выпускников Самарского аэрокосмического университета в нашем регионе. Теперь, когда мы воссоздаем региональную авиакомпанию, нам приходится собирать специалистов по крупицам. Но у нас нет никаких сомнений, что проект имеет будущее.

- Какие самолеты предполагаете закупать?

- Российско-украинские Ан148. По соотношению ценакачество они нас полностью устраивают. Сейчас достигнута договоренность о приобретении в лизинг пяти машин. С точки зрения загруженности проблем не будет - на первом этапе компания намерена летать на межрегиональных маршрутах внутри России.

- В связи с возрождением региональных перевозок нет ли у вас планов возрождения «Волготанкера» - некогда крупнейшего российского частного пароходства?

- Обрушение «Волготанкера», как и крах «Самары», было грубейшей ошибкой. До сих пор этот вид перевозок эффективен в применении к той же нефтедобыче, сыпучим грузам и т. д. Но было бы самонадеянно пытаться решать подобные задачи на уровне одного региона. Ведь это не просто суда. Это порты, заводы, ремонтные базы, тысячи специалистов по всей протяженности реки. Если бы произошло оживление Волги в целом, это дало массе регионов, и Самарской области в том числе, значительный положительный эффект. Но это глобальная федеральная задача, одни мы тут не справимся.

- Перед кризисом активно продвигались два строительных проекта - это вхождение в регион компании «Интеко» в самых разных проявлениях (от массового жилищного строительства до создания производств) и реализация плана зас тройки Заречья. В последнем ничего не происходит, непонятна и судьба проектов «Интеко»…

- Строительная отрасль не существует в отрыве от ситуации в стране и регионе. В кризис спрос на жилье резко упал, вы это сами можете отчетливо наблюдать. Соответственно, замерла и реализация даже построенных домов, что тут говорить о заявленных проектах. Но сейчас с оживлением экономики отрасль просыпается. «Интеко» подтверждает свою готовность входить в регион, в том числе создавать здесь домостроительный комбинат. В случае с Заречьем мы внимательно отслеживаем ситуацию и держим ее на контроле. Никто не собирается оставлять эту тему компаниям, которые не станут выполнять свои обязательства. Не так давно победителям конкурса по застройке Заречья были выдвинуты претензии со стороны областного правительства, и они еще раз подтвердили свои намерения и планы.

- В сельское хозяйство региона за последние несколько лет были направлены огромные инвестиционные средства. Но в 2009-м, а особенно в 2010 году на территории области наблюдалась засуха, причем в катастрофических масштабах. Насколько сильно природные процессы ударили по тем проектам, которые были запущены ранее? Как вы сами оцениваете состояние отрасли?

- Мы всегда инвестировали в село, поскольку понимали, что оно должно выживать в любом случае. Конечно, у людей присутствует разочарование, связанное с потерями последних лет. Но одновременно, и это меня очень радует, появилось понимание того, как надо заниматься аграрными проектами. Люди начинают осознавать, что есть наука, что по-иному надо смотреть на практику работы. Все меньше ситуаций, когда пришел частник, разбросал зерно, не обращая внимания ни на что более, выжал свое и ушел. Все больше тех, кто занимается делом профессионально. С учетом того, что мы горели два года подряд, я оцениваю состояние в отрасли как позитивное. Мы активно дотировали производителей мяса и молока, удалось сохранить поголовье КРС. Невзирая на внешние проблемы, мы идем к реализации поставленной задачи - выравниванию продовольственного баланса области. Сейчас у нас ситуация, когда очень много средств уходит из региона в Татарстан, Башкортостан, Белгород, потому что этим регионам есть что предложить к продаже на рынке. Мы же производим зерно, в том числе для животноводства и птицеводства, но при этом не имеем достаточных мощностей по переработке мяса птицы, КРС. В итоге отдаем конечного потребителя на откуп инорегиональным производителям. Сейчас мы проработа ли проект строительства птицефабрики по производству 50 тысяч тонн мяса птицы, а в среднесрочной перспективе - свиноводческого комплекса на 12 тысяч тонн свинины в год. Эти проекты в сфере АПК дополнят уже существующую региональную экономику. После реализации наших планов мы будем не только кормить себя в прямом смысле, но и деньги будут у нас оставаться в виде налогов, в виде прибавочной стоимости.

- Как вы относитесь к действиям собственников компании «СВ-Поволжское», которые исключили область из числа учредителей своего свинокомплекса? Основываясь в том числе на тех доводах, что им никто не помогал в кризис...

- Я недавно был на сельскохозяйственной выставке, подошел к молодому парню. У него свинарник на 5 тысяч голов, который он сам построил. Работает, получает дотации от региона, которые направляет на инфраструктуру, ремонт и т. д. Не шумит, не просит, а просто занимается делом. Я за таких людей. Но если ктото кричит про помощь, а сам ничего не делает, если он не отвечает на вопросы о том, как и куда расходуются кредитные средства и как эти расходы совмещаются с областью сельского хозяйства, декларирует одно состояние поголовья, а на деле мы видим совершенно иное, то вряд ли нам по пути. Мне вообще трудно оценивать действия людей, которые без поддержки областного правительства давно бы перестали получать свет и газ и оказались бы в жесткий кризисный период просто без средств к существованию. Всегда легко обвинить в своих проблемах кого-то другого.

- За три пос ледних года очень сильно обновилась власть на уровне городов и районов области. Были ли, на ваш взгляд, допущены какието кадровые ошибки? Есть фигуры мэров, чья деятельность периодически вызывает жесткие волны критики - к примеру, мэра Тольятти Анатолия Пушкова...

- Я уже говорил раньше, что с людьми надо работать, поправлять, заставлять их двигаться в нужном направлении. Было бы опрометчиво делать выводы из краткосрочных ситуаций или поддаваться паническим настроениям в кризис. Вы говорите про Анатолия Николаевича Пушкова? Посадите себя на его место. С 2008 года коллапс в бюджетной сфере, безработица, масса проблем, все лето горел. Но ведь выстояли, решили вопросы. Мы вместе слаженно работали, и сейчас у города хорошие перспективы для выхода на новый уровень развития. Проще всего комментировать со стороны, ни за что не отвечая. Честно говоря, сейчас меня волнует Самара. Про состояние областного центра можно даже не говорить - вы его видите каждый день своими глазами.

- Есть полярная точка зрения, она обнародована мэром Самары Виктором Тарховым. Он считает, что область не помогает городу в должной мере...

-Невольно вспоминается анекдот, герой которого много месяцев просил у Господа машину, не желая при этом купить лотерейный билет. Если следовать такой логике, то мы тоже должны были в начале 2009 года сесть и кричать о необходимости помощи. Ситуация была катастрофической. Но мы нашли возможность пойти на определенные шаги, вышли на все уровни власти, взяли на себя ответственность, разработали план мероприятий. Никто не знал, что такое моногород и как решать его проблемы. Не было такой практики в современной России. Слово знали, а методы решения были неизвестны. Но дело в итоге пошло, и в Тольятти люди поверили в свое будущее. Для правительства, для всей системы власти в регионе это было серьезное испытание. Но никто не страдал и никого не обвинял. Мы работали.

- Что вы считаете своим главным достижением за прошедшие с момента вашего назначения три года?

- Работу в условиях тяжелейшего кризиса. Мы выстояли, это серьезно, этим можно гордиться. Это может быть даже не построенный микрорайон, не открытый Дом культуры, но это стабильность. Когда обвалилось все, когда была прямая угроза банкротства, мы сохранили все направления. Мы даже увеличили финансирование системы здравоохранения на 6 млрд рублей, образования на 3 млрд рублей. Такой опыт дорогого стоит.

Новости

Назад. 21 сентября 2010 Вперед.
Владимир Артяков: «Наш регион должен стать одним из лидеров инновационного роста»