Владимир Артяков:«Губернатору приходится решать самые разные вопросы, ничего нельзя упускать из внимания»

Читали 880

Владимир Артяков возглавил Самарскую область, когда погоды на дворе стояли теплые да ясные, ничто, казалось, не предвещало бурных событий в обозримом будущем. Однако вскоре разразился кризис, не обошедший стороной и поволжскую губернию, потом природные катаклизмы, пожары... Словом, у Владимира Владимировича первый губернаторский срок не истек, а впору стаж считать, как на войне: год за три.

— Вы ведь профессор Академии военных наук, Владимир Владимирович?
— Все верно, ничего не перепутали.

— Тогда ответьте, можно ли губернаторскую службу измерять фронтовым стандартом?
— Это уж кому какие годы выпадут. Если все складывается хорошо и благополучно, для накруток нет оснований, а в моем случае… С момента, когда приступил к работе в регионе, не припомню ни единого спокойного месяца. Едва разгребем один завал, новый образовывается. И так без конца. Первая же зима стала серьезным испытанием. Не знаю, как в Москве, но тут в декабре 2007-го столько снегу намело! Трехмесячная норма осадков выпала едва ли не за неделю. Двухметровые сугробы стояли, в деревнях дома по крышу занесло. Пришлось для расчистки привлечь специальные инженерные подразделения и военную технику, иначе крестьяне остались бы без хлеба и других продуктов, дети не смогли бы добираться в школы и сады. Еще раньше, в октябре 2007-го, случился теракт в Тольятти, в троллейбусе погибли восемь человек, несколько десятков получили ранения. Такие ситуации всегда воспринимаются болезненно, но на новенького они действуют вдвойне остро. Теперь мы битые, знаем, что нужно делать, а тогда учились на ходу. В 2008 году жахнул кризис, на «АВТОВАЗе» проблемы пошли чередой. Два лета подряд в Поволжье стояла невиданная жара, из-за засухи сгорел урожай. Так что не скучаем. Хочется реализовывать долгосрочные планы, а зачастую приходится работать в стиле пожарной команды. В том числе и в буквальном смысле.

— Давайте с Тольятти начнем, с того, как вы на «АВТОВАЗе» тушили «пламя».
— Сразу скажу: без помощи и действенного участия председателя правительства не справились бы. Владимир Владимирович взял на себя ответственность за спасение завода, а значит, и всего российского автопрома. Уже можно утверждать: это удалось.

— А ведь до прихода в губернаторы вы работали президентом «АВТОВАЗа» и, излучая оптимизм, рассказывали года четыре назад «Итогам» о грандиозных планах на будущее…
— Я и сейчас не пронизан пессимизмом. Мы говорили с вами о новых моделях, альянсе с зарубежными партнерами. Прежняя повестка дня остается в силе. Да, кризис существенно смешал карты, но разве только в России? Все государства старались оказать помощь родному автопрому.

— Да, но там — машины, а у нас — ведра с гайками.
— Не соглашусь. Российский автомобиль давно и твердо занял свою уникальную нишу. Но надо помнить о цене. Мы работаем в том сегменте, который привлекает многих. Индийцы заявили о желании производить бюджетное авто, однако у них ничего не получилось. Все смотрят в эту сторону, тем не менее, повторить опыт «АВТОВАЗа» никому не удается. В лучшие времена завод производил до миллиона машин в год. Остальные могут лишь мечтать о таких цифрах. Рынок по-прежнему заинтересован в «Приорах», «Калинах» и «Нивах». Загляните в сводки МВД: эти автомобили остаются чуть ли не самыми угоняемыми.

— Наверное, за те миллиарды, которые вбухали в завод с начала кризиса, можно было все снести и с нуля построить новое современное производство?
— Не забывайте, в 2008 году на заводе трудилось более ста тысяч человек. Это лишь в Тольятти. Плюс 321 предприятие в Самарской области, так или иначе связанное с «АВТОВАЗом». Добавьте смежников и дилеров, разбросанных по стране. Разве могло государство бросить такую махину на произвол судьбы? Да, проблемы возникли не вчера, кризис лишь обострил, обнажил их. Когда пять лет назад новые акционеры пришли на завод, была поставлена задача скорейшей модернизации производства. И в ту пору от горячих голов приходилось слышать: давайте, мол, завод закроем и отстроим заново. Но на вопрос, куда девать сотни тысяч людей, ответа не было... Нам пришлось параллельно двигаться сразу по нескольким направлениям. За сравнительно короткий временной отрезок удалось проделать большую и серьезную работу, добиться ощутимых результатов. Если бы кризис не сбил с набранного темпа, дело продвигалось бы быстрее, хотя у меня нет сомнений, что конечные ориентиры определены верно и мы к ним придем. Бренд «Лада» сохраним. Стратегический партнер «АВТОВАЗа» «Рено» инвестирует значительные суммы в новый модельный ряд, на заводе внедряются современные технологии, уже сегодня с конвейера ежемесячно сходит от 40 до 50 тысяч автомобилей, что значительно больше, чем в пик кризиса. Положительная динамика будет расти. Завод выйдет на производство машины крепкого европейского уровня не позже 2012 года, и эта продукция наверняка найдет потребителя. Пока же увеличению продаж способствует программа зачета старых машин при покупке новых. Есть и иные ходы, которые готово предложить руководство автогиганта, однако не хочу отнимать хлеб у коллег, анонсируя их инициативы. Тем более что сегодня в моем ведении находится не только «АВТОВАЗ», но и вся область.

— Ваше, Владимир Владимирович, появление в Самаре вызвало разнообразные комментарии. И не всегда положительные.
— Мы ведь шли работать и спокойной жизни никому не обещали. Грубых ошибок нашей команде удалось избежать, люди поняли, что мы стремимся добиться положительных перемен в регионе. За три года сделано немало. В том же Тольятти будем строить современный IT-парк «Жигулевская долина», 12 августа подписано правительственное постановление об открытии там особой экономической зоны. Это решение мы пробивали пару лет, не меньше. Кризис упростил задачу, но, повторяю, и президент, и глава правительства всегда внимательно относились к вопросам жизнедеятельности крупнейшего моногорода России, поддерживали наши инициативы. Проблемы Тольятти находятся на постоянном контроле у руководства страны. Большие надежды возлагаем на ОЭЗ, где предусмотрены серьезные преференции, налоговые, таможенные и прочие льготы. У нас уже есть якорный инвестор — компания Pirelli, которая собирается вложить 250 миллионов евро в строительство завода по производству шин. Наши эксперты съездили в Китай, ознакомились с опытом аналогичного предприятия. Тольяттинский завод Pirelli будет выпускать три миллиона шин для легковых и грузовых автомобилей в год. Кстати сказать, каков средний возраст жителей Тольятти? 37 лет. Вот где заложен потенциал! При грамотном, разумеется, подходе… В городе солидная научная база, отличные вузы, ведется качественная профессионально-техническая подготовка. Перспективы прекрасные! Туда можно перенести любое производство, и через полгода оно эффективно заработает. Самаре с ее мощным индустриальным комплексом тоже есть куда развиваться, к чему стремиться.

— Но, согласитесь, в последнее десятилетие город подрастерял вес: штаб военного округа переехал в Екатеринбург, президентский полпред осел в Нижнем. Вопрос скорее к вашему предшественнику на губернаторском посту, тем не менее…
— Представительские функции не самое главное, не этим определяется истинное значение того или иного субъекта. Даже в кризис Самарская область осталась регионом-донором. По собираемости налогов мы входим в число лидеров в Приволжском федеральном округе. А по объемам отчислений на социальные нужды область в пятерке лучших в России. Подчеркиваю: в стране! В 2008 году десятая часть регионального бюджета пошла на строительство дорог…

— Хотя дураков наверняка хватает?
— И с ними справимся, не сомневайтесь! О политической и экономической «увесистости» региона надо судить по зарплатам людей, их уровню жизни. Вот объективные показатели.

— Хотите сказать, вы из тяжеловесов?
— Когда-то занимался боксом и выступал в средних категориях, но с тех пор стал массивнее, это факт… Если же без шуток, давать себе оценки — не самое правильное занятие.

— 10 октября в области пройдут выборы на уровне городов и районов. Обратил внимание, в Самаре кипят настоящие страсти, претенденты на кресло мэра рубятся не по-детски…
— Да, сталкиваются полярные мнения, идет реальная борьба, а не ее имитация. Другое дело, что в областном центре слишком уж активно применяют черные пиар-технологии, придумывая всякие глупости о кандидате от «Единой России», да и обо мне вдогонку, но, знаете, я постоянно общаюсь с людьми и вижу: на местном уровне задурить им голову трудно, они ведь не слепые, все понимают...

— Главный упрек любым варягам заключается в том, что пришлым никогда не понять чаяния аборигенов.
— Тема кажется мне надуманной. По крайней мере, применительно к нашей области. Ведь Тольятти, да и Самара, как крупные промышленные центры формировались из людей, приезжавших сюда со всей страны. Сомневаюсь, будто кто-то из самарцев ведет род от основателя города князя Засекина. Да и я в области все-таки уже пять лет… Говорить можно всякое, но в разгар кризиса коллапс в регионе не наступил, это главное. В апреле 2009-го задолженность по зарплате в регионе составляла свыше полумиллиарда рублей. С того времени нам удалось уменьшить эту гигантскую сумму почти в семь раз. Особняком стоял «АВТОВАЗ». Если бы там произошел обвал с выплатами, тряхануло бы не только область, эхо покатилось бы по стране. Конечно, не все можно предвидеть. Кто знал, что два лета окажутся такими засушливыми? В 2008 году собрали хороший урожай, рассчитывали удвоить его за счет озимых культур, получить два миллиона тонн зерна, но… Село — отдельная тема, им надо заниматься адресно, тогда можно надеяться на положительный результат. Вот пошел прирост по крупному рогатому скоту и надоям. Чтобы сохранить динамику, планируем завезти в область свыше десяти тысяч голов скота. Хотим в следующем году построить большой комплекс по производству мяса птицы. Проект проработан, земля отведена. Кстати, еще недавно в области не возделывалось до сорока процентов земель сельхозназначения, хотя те имели высокую потенциальную продуктивность. Пришлось вспомнить о пресловутом административном ресурсе для внедрения новых элементов агрокультуры. Привлекли науку... Почва здесь такая, если хотя бы три года не проводить рекультивацию, на полях вырастут деревья с кулак толщиной, их потом ничем не выкорчевать. Кроме того, земля сразу истощается. Сейчас вот разворачиваем программу по закупке новой сельхозтехники, работаем точечно. Неожиданная проблема, с которой столкнулись: обезвоживание деревень. Казалось бы, Волга под боком, а у людей в домах воды нет, нечем поливать поля, скотину поить. Мы среагировали мгновенно, бурим скважины, тянем трубы. Почти 260 миллионов бюджетных рублей выделили из Резервного фонда, зато более пятидесяти населенных пунктов уже обеспечены водой.

— От лесных пожаров область сильно пострадала?
— В Тольятти было горячо. Последний рецидив возник, увы, буквально на минувшей неделе, а первые крупные очаги возгораний появились еще в конце июля. Мы изучали потом схему распространения огня — всему виной человеческий фактор. Пожар одновременно вспыхнул в четырех разных местах. Разве бывают такие совпадения?

— Поджог?
— Ну конечно. Не по злому умыслу, а из-за нашей обычной глупости. Вопреки запретам народ ехал отдыхать на природу, разводил костры — пикник, шашлык… Мы еще в мае, когда прошел последний дождь и установилась аномальная жара, поняли: надвигается беда. Загодя провели упредительные мероприятия, создали круглосуточный оперативный штаб, и это, думаю, позволило избежать катастрофических последствий. Сделали опашку всего, чего только могли, пожарные и силы МЧС сработали слаженно. Но когда запылал природный парк «Самарская Лука», стало тревожно. Там ведь Жигули, горы, уклон до 70 градусов, техника не проходит, с ранцевым огнетушителем бегать нелепо. Обратились к авиаторам. На тушении работали два спецсамолета Bombardier из Италии, российский Бе-200 и вертолет Ми-171 из Казахстана...

Надеюсь, авралы закончились, сможем заняться системной работой. Ближайшее из запланированного — открытие Театра оперы и балета в Самаре. Он долго не функционировал. Построенное в 30-е годы прошлого века здание требовало не только капитального ремонта, но и технического перевооружения. Реконструкция растянулась на годы, однако не прекращалась и в кризис. На торжественном вечере 19 сентября дирижировать оркестром будет маэстро Гергиев. С Валерием Абисаловичем меня связывают добрые отношения, он является художественным руководителем фестиваля памяти Ростроповича, который в очередной раз пройдет в Самаре. Это важное событие для города и области.
— Значит, музыкой интересуетесь, Владимир Владимирович, а с большим спортом как у вас дела обстоят? Судя по месту самарских «Крылышек» в турнирной таблице чемпионата России по футболу и тому, что тольяттинская «Лада» вылетела из КХЛ, не слишком здорово?

— О спорте высших достижений, думаю, есть смысл поговорить отдельно. О том, по каким законам он развивается и живет в России, о социальной ответственности перед людьми… Для нас же очень важно развитие массового спорта, прежде всего детско-юношеского. На юношеской Олимпиаде в Сингапуре четыре самарца завоевали «золото» и «серебро», по итогам Спартакиады молодежи России наша область заняла в этом году девятое место в общекомандном зачете среди 83 субъектов РФ.
…Знаете, губернатору приходится решать самые разные вопросы, ни одну из сторон нельзя упускать из внимания, но главная задача, которую вижу перед собой, — это сохранение стабильности в регионе. Второе — поддержание высоких социальных стандартов. Многие программы, которые мы запускали, имеют большую пролонгацию, рассчитаны на годы вперед. Ясно, что нельзя родить ребенка за три месяца. Но столько времени требует и экспертиза любого строительного проекта, лишь после этого можно вбить первый колышек в землю. Для бизнеса крайне важны гарантии незыблемости договоренностей, устойчивость системы. Сегодня, кажется, все поняли: никакого блицкрига не будет, идет планомерная, целенаправленная работа день за днем, месяц за месяцем. Со стратегической линии не свернем. К примеру, начинаем модернизировать аэропорт Курумоч, обслуживающий Самару и Тольятти, воссоздаем собственную авиакомпанию. Если взглянуть на палитру экономики области, видно: она самодостаточна. Автопром, авиастроение, нефтехимия, космический комплекс «ЦСКБ-Прогресс», моторостроение… В ближайшее время начнется развитие ОЭЗ, а по масштабам проекта, по значению для региона это сравнимо со строительством «АВТОВАЗа». Даже в краткосрочной перспективе нам есть чем гордиться. Вы в курсе, что тридцать процентов работоспособного населения области занято сегодня в сфере малого предпринимательства? В целом по стране этот показатель ниже, в Самару ездят опыт перенимать. Могу долго перечислять проекты, нанизывая их на нитку. Планов много, но и сделано немало. Как прикажете это время считать? Год за два, за три? Предпочитаю подобную арифметику отставить и заниматься практическими делами. А расчет на первый-второй мы с вами всегда произвести успеем…

Новости

Назад. 08 сентября 2010 Вперед.
Владимир Артяков:«Губернатору приходится решать самые разные вопросы, ничего нельзя упускать из внимания»