Вибрации агрегатов появляются ввиду неуравновешенности роторов. Подобное случается, когда ось инерции и вращения не совпадают. Балансировка зачастую помогает все исправить.
Статическая процедура зачастую выполняется в 1 плоскости коррекции. Такой вариант используется, если речь идет о дисковых роторах. Когда специалисты выполняют статическую балансировку, нужно определить главный вектор дисбалансов (ГВД) ротора, а затем уменьшить его.
В некоторых случаях такая процедура не будет эффективной. Это происходит, если длина несоизмерима с диаметром. Есть даже ситуации, когда статическая балансировка вредна. Плоскость коррекции может быть слишком далеко от ГВД. В таком случае уменьшение статической неуравновешенности ни к чему не приведет, потому что есть вероятность увеличения моментальной.
Еще одна возможная процедура получила название «динамическая балансировка». Специалисты определяют, а после уменьшают дисбалансы ротора, которые определяют динамическую неуравновешенность.
Существует немало методов балансировки, однако у них есть нечто общее – это предположение линейности системы. Считается, что амплитуды колебаний пропорциональны дисбалансу. Балансировка может быть много- и одноплоскостной. В последнем случае необходимо последовательно рассчитывать корректирующие массы, в первом случае это происходит одновременно.
При многоплоскостной балансировке применяется метод, в рамках которого специалисты одновременно измеряют фазы колебания, амплитуды. Такой вариант считается самым распространенным, когда балансируются роторы ГТК 10-4. Нередко выбор делается в пользу 2-полостной балансировке. Чтобы рассчитать корректирующие массы, нужно выполнить 3 пуска, не меньше.
Сейчас для проведения таких работ применяется техника с микропроцессорами.