В музее им. Алабина продолжает работу выставка работ Николая и Святослава Рерихов. Самара стала первым городом, который увидит Гималаи и Индию на отреставрированных полотнах мастеров. Выставка является совместным проектом Министерства культуры Самарской области, Самарского областного историко-краеведческого музея им. П.В. Алабина и Международного (Москва).
60 оригиналов картин Николая Рериха и 10 картин Святослава заняли два зала. У входа в первый взгляд зрителя останавливают полотна из серии Николая Рериха «Гималаи». Той самой, что мастер создал во время Центрально-азиатской экспедиции 1924-1928 годов. На них художник смог передать тончайшие цветовые переходы и игру света, которые едва ли поймает объектив фотографа. Например, отблески заката и всполохи рассвета на острых горных пиках, построенные на сочетании любимых Рерихом голубого и багряного оттенков.
Рядом с ними картины Святослава Рериха, продолжившего традиции отца, но добавившего к цветовым оттенкам горного пейзажа свет солнечного полудня. Его «Путник на фоне облака» рассказывает о бренности земной жизни и бесконечности неба. А «Женщина и буйвол» переносят зрителя из холода Гималаев в жаркую Индию, с ее великолепными флорой и фауной. Красота — главное, что роднит два этих уголка. И выставка, которая сейчас экспонируется в Самаре, по мнению представителя Международного центра-музея имени Николая Рериха Дмитрия Ревякина, неслучайно затрагивает именно эту тему: «Современный зритель истосковался по подлинной красоте. В нашей жизни мы ее теряем в архитектурном облике городов, памятников, в речи, забываем наши культурные достижения. Рерихи предложили четкую концепцию защиты и сохранения культуры. Николай Рерих умел даже в небольшом произведении сконцентрировать красоту удивительной гармонии».
Смотря на картины, трудно не согласиться с некогда высказанной мыслью Святослава Рериха: «Миссия художника заключается в том, чтобы нести в мир красоту, раскрывая ее для других».
Пожалуй, эта выставка представляет творчество обоих художников наиболее полно не только по количеству картин, которые самарцы еще не видели, но и по обилию документальных материалов. По соседству с полотнами множество документов, позволяющих проследить жизненный и творческий путь обоих художников. Дотошные создатели выставки включили сюда даже свидетельства о браке Николая и Елены Рерих, их загранпаспорта и многое другое. Но интереснее всего, конечно, фотографии, посвященные экспедициям Рерихов. Вот они в знаменитой долине Кулу, где в 1928 году Николай Рерих учредил Институт Гималайских исследований «Урусвати». В 1945-м Святослав Рерих заключил здесь брак с индийской артисткой Девикой Рани. Здесь же фотографии с Джавахарлалом Неру и четой Горбачевых.
«Мы с вами не видели произведения Рерихов с 1991 года. Тогда проходила их последняя выставка в Самаре, - рассказала директор музея имена Алабина Людмила Кузнецова. - Это было величайшее событие. Я помню зиму, здание Художественного музея и то, как люди в жестокий мороз стояли в очереди, потому что для них это был глоток свободы и приобщение к вселенскому мировому пространству в закрытом городе Куйбышеве. Надеемся, что сейчас выросло поколение, которое для себя заново откроет произведения этих двух замечательных художников, философов и борцов за сохранение мирового культурного наследия».