Три дня читали в селе Николаевка приговор местным нефтеврезчикам. На скамье подсудимых — 7 человек: предполагаемый организатор масштабных хищений Савбян Рамазанов, его сын Арслан Рамазанов, а также друзья и родственники. К столь серьезному делу, как кража нефти, привлекали только самых надежных людей. Еще один подозреваемый, Марат Ульбеков, в начале 2015 года сбежал и до сих пор находится в федеральном розыске.
По версии следствия, действовали нефтеврезчики с 2002 по январь 2015 года, когда их поймали полицейские. Началось все с того, что в декабре 2012 года Савбян Рамазанов построил автозаправочный комплекс "Арлсан" всего в 700 метрах от магистрального нефтепровода ОАО "МН Дружба" на трассе "Москва-Самара" прямо напротив села Большой Чирклей в Николаевском районе Ульяновской области, в этом селе он сам жил со своей семьей. На протяжении всего 2012 года Рамазанов оформлял на себя и своего сына Арслана земельные участки, расположенные между его заправкой и нефтепроводом. Кроме того, активно приобретались емкости для хранения нефтепродуктов и техника для их перевозки, часть которой оформлялась как раз на друзей и родственников. С помощью бурильной установки, которая была у Рамазанова, от нефтепровода, где сделали врезку, проложили гибкие трубы прямиком к местам хранения добычи, причем трубы тянулись на очень большие расстояния. Ведь если сначала нефть хранилась в емкостях на АЗК и близлежащих участках, то в 2014 году в Пензенской области были куплены две базы и арендована еще одна — и нефть рекой потекла туда.
Продавали похищенное топливо постоянным клиентам в Саранске Республики Мордовия, в Ульяновскую область, Республику Татарстан и другим нефтеперерабатывающим предприятиям, которые не знали о том, чью нефть на самом деле приобретают.
Официально торговать нефтепродуктами и нефтью сам Рамазанов не мог, поэтому в Самарской области нашли подставных людей. Обычно это были не обремененные моральным принципами так называемые "асоциальные элементы", на чье имя зарегистрировали несколько фирм, от имени которых и начали заключать контракты на поставку топлива. Полученные деньги обналичивались также в Самарской области, а потом перевозились в Ульяновскую, где делились между всеми участниками аферы.
"В ходе следствия оперативные службы Ульяновской области и ФСБ выезжали в Самарскую область, где в результате удалось установить лиц, на которых регистрировались фирмы-однодневки, места и время их регистрации, а также факты снятия со счетов фирм наличных денег в Самаре, Тольятти и Жигулевске", — рассказал прокурор отдела гособвинителей уголовно-судебного управления прокуратуры Ульяновской области Алексей Тихонов.
Как удалось нефтеврезчикам работать на протяжении 13 лет? Разумеется, время от времени фиксировались факты кражи нефтепродуктов. К примеру, в 2008 году за хищение солярки был осужден брат Савбяна Рамазанова — Рафаэль. Тогда же в отдельное производство выделили дело в отношении неустановленных лиц, которые могли бы помогать ему, но дело приостановили.
"А в 2014 году служба собственной безопасности "Транснефти" проводила охранные мероприятия по нефтепроводам, — рассказал Алексей Тихонов. — В трубу с нефтью запустили сканер, и он нашел во внутренних полостях трубы дефекты, на место выехали с проверкой и нашли врезку, которая проходила от трубы в сторону АЗК "Арслан", принадлежащей Рамазанову. Там же нашли вкопанные за территорией АЗК цистерны с топливом".
К тому моменту около автозаправки уже было построено кафе, станция техобслуживания, мойка и стоянка для грузового транспорта. В день обыска, который проходил 12 ноября 2014 года, удалось задержать также большегруз Volvo с ворованной нефтью, который выехал незадолго до приезда полицейских. Бензовоз остановили на трассе, отправили на охраняемую автостоянку, откуда через несколько дней водитель попытался его угнать. При проведении проверки выяснилось, что начальник ОМВД России по Николаевскому району Александр Новицкий несколько раз созванивался с Савбяном Рамазановым и его другом Али Салькиным. В результате в отношении Новицкого возбудили уголовное дело по факту превышения должностных полномочий, которое, правда, было прекращено по амнистии.
После этого расследование ускорилось и выяснилось, что группа нефтеврезчиков под руководством семьи Рамазановых фактически состояла из двух частей. Сам Савбян Рамазанов вместе со своими знакомыми Тимуром Ибраевым, Али Салькиным и Хусяином Нугайбековым нашли специалистов, которые сделали нефтеврезки и отводы к местам хранения, после чего создали фирмы-однодневки в Самаре и области, наладили каналы сбыта топлива в близлежащие регионы, а для конспирации приобрели и арендовали дополнительные места для хранения нефтепродуктов подальше от АЗК — в Пензенской области. Сын главаря — Арслан Рамазанов вместе с Маратом Ульбековым и братьями Наилем и Ринатом Рахмаевыми отвечал за безопасную транспортировку похищенной нефти к местам хранения либо к покупателям. Для этого после погрузки нефти они рассредотачивались на легковушках по трассе и сопровождали ценный груз до конечной точки, предупреждая заранее друг друга о постах ГИБДД и сотрудниках линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС), чтобы избежать встречи с теми и другими. По оперативным данным, у них был даже архив фотографий автомобилей полицейских и работников ЛПДС.
Действия Рамазановых и их предполагаемых сообщников следствие квалифицировало сразу по нескольким статьям: 210 УК РФ "Организация преступного сообщества", 215.3 УК РФ "Приведение в негодность нефтепроводов", 158 УК РФ "Кража" и 174.1 УК РФ "Отмывание денег".
"Подобные действия наносят не только материальный ущерб нефтедобывающим предприятиям и предприятиям трубопроводного транспорта. Хищение нефти и нефтепродуктов сопряжено с экологической опасностью загрязнения окружающей среды, включая водные объекты, опасностью взрывов и пожаров нефти и нефтепродуктов и, что особенно важно, такие чрезвычайные ситуации могут привести к человеческим жертвам", — прокомментировали важность этого уголовного дела в "Транснефти".
Разумеется, подсудимые все отрицали: по их словам, они даже не знают, как подступиться к нефтепроводу, не говоря уж об изготовлении врезки.
— Савбян Рамазанов не виновен, и мы будем добиваться оправдательного приговора, — сообщила адвокат Рамазанова Галина Додонова. — Дело строится на оперативных разработках и показаниях неких свидетелей, чьи имена засекречены. Да и странно вменять ему эпизод от 2008 года, за который уже отбыл наказание его брат.
К слову, этот эпизод суд в итоге исключил из приговора. Как и статью "Организация преступного сообщества". А потому вместо 11 лет строгого режима, которые запрашивало гособвинение, Савбян Рамазанов получил 8 лет колонии общего режима со штрафом 1,8 млн рублей. Остальные "отделались" и того легче.
У Тимура Ибраева доказанным суд посчитал лишь в кражу нефти и отмывание денег, за что назначил ему 6 лет колонии общего режима. Остальных осудили лишь за воровство нефепродуктов: Али Салькина отправили в колонию на 5 лет и 4 месяца, Хусяина Нугайбекова — на 5 лет, Арслана Рамазанова — на 4,5 года, Наиля Рахмаева — на 3 года и 4 месяца, а его брата Рината — на 3 года и 2 месяца. Все они сидеть будут в колонии общего режима и обойдутся без штрафов в доход государства.
Гражданские иски потерпевших на 14 и 59,8 млн рублей суд оставил без рассмотрения, предоставив "Транснефти" право взыскивать ущерб с нефтеврезчиков в гражданском порядке.
Транснефть: будут ли обжаловать?
Между тем, возможно это еще не конец, ведь в рамках расследования уголовного дела некоторые материалы были выделены в отдельное производство:
"В отдельное производство у нас выделены два материала. Первый — по Марату Ульбекову, который скрылся в начале 2015 года после того, как узнал, что остальных задержали и арестовали. По версии следствия, он заливал ворованную нефть, солярку и сопровождал машины к местам сбыта, — рассказал Алексей Тихонов. — Второе дело связано с так называемыми неустановленными лицами, к которым относятся те, кто собственно оборудовал нефтеврезки и снабжал осужденных сведениями о расположении постов на нефтяном предприятии, времени прохождения нефтепродуктов по трубе, консультировал по вопросам эксплуатации трубы и безопасности. Пока это дело приостановлено".