Обеспечение жильем детей-сирот, а также оставшихся без попечения родителей – задача государственного значения. Однако ее решение остается острой проблемой для властей всех уровней в подавляющем большинстве субъектов РФ. Как обстоят дела с предоставлением жилья одной из самых социально-незащищенных категорий граждан в Самарской области? На вопросы журналиста «ВК» отвечает руководитель управления жилищных программ министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области Никита Зубарев.
- Итак, насколько сложна проблема?
- Эта проблема действительно не из простых: по состоянию на 1 июля этого года в Самарской области на учете состоят 969 детей-сирот, для обеспечения жильем которых необходимо 1 млрд 57 млн рублей.
- Не мало...
-Да, не мало. Но в 2009 году за счет средств федерального и областного бюджетов мы уже смогли обеспечить жильем 271 ребенка-сироту. В текущем году размер средств областного бюджета, предусмотренных на указанные цели, составит почти 148 млн рублей. В настоящее время изысканы дополнительные средства на обеспечение жильем детей-сирот в сумме еще 84,4 млн рублей. Эти средства позволят сократить количество нуждающихся в жилье на 26%. А в ходе исполнения областного бюджета во втором полугодии текущего года обязательно будет рассмотрен вопрос о дополнительном выделении средств на данные мероприятия.
При этом положение в Самарской области в решении проблем детей-сирот не самое острое. Согласно данным проверки, проведенным Генпрокуратурой РФ в феврале этого года, в таких регионах, как Республика Тыва, в Забайкальском и Пермском краях, в Иркутской, Новосибирской, Омской и Свердловской областях число зарегистрированных, нуждающихся в жилье, колеблется в диапазоне от 1,5 до 3 тысяч, а в Кемеровской области превысило 6 тысяч.
- В чем причина создавшегося положения?
- Вопрос не решается, прежде всего, из-за недостатка финансирования, и это проблема федерального масштаба. Так, в Томской области, согласно результатам все той же проверки, при потребности свыше 420 млн рублей областным бюджетом на этот год предусмотрено лишь 11,5 млн. В Липецкой области за 10 лет выделено только 71,2 млн рублей, а требуется почти 800 млн. Иркутской области для закрытия проблемы необходимо более 6 млрд рублей, Кемеровской — 6,3 млрд, Забайкальскому краю — 5 млрд рублей и т.д.
Как я уже сказал, Самарской области, чтобы обеспечить всех детей-сирот жильем, необходимо на сегодняшний день порядка 1 млрд руб. Очевидно, что самостоятельно за счет собственных средств регионы решить данную проблему не в состоянии. Необходима существенная помощь из федерального бюджета.
- Что же надо делать еще, чтобы снять остроту проблемы?
- Прежде всего, необходимо эффективнее использовать те ресурсы, что имеем. Парадоксально, но факт — зачастую даже то немногое, что есть, не осваивается должным образом. Особенно грешат этим муниципальные образования, в ведение которых переданы государственные полномочия по предоставлению детям-сиротам жилых помещений.
Так, например, Самаре в текущем году выделено 34,6 млн рублей на обеспечение жилыми помещениями 25 детей-сирот. При этом на конец июля обеспечены только 12, то есть менее половины. Получаются странные вещи. С одной стороны, администрация Самары пишет жалобы на нехватку денежных средств, выделяемых из областного бюджета. С другой же — мало что предпринимает для освоения имеющихся денежных средств.
- А что конкретно должны делать муниципальные власти, чтобы ребенок-сирота получил полагающееся по закону жилье?
- После перечисления средств областного бюджета в бюджеты муниципальных образований органы местного самоуправления обновляют необходимые документы, подтверждающие право на обеспечение жильем, и принимают постановления о предоставлении социальных выплат, копии которых вручают детям-сиротам. С указанным документом они самостоятельно осуществляют подбор жилья, заключают договор купли-продажи, регистрируют его в управлении федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Самарской области и затем предоставляют в администрацию муниципального образования для перечисления продавцу жилья средств социальной выплаты.
Дети-сироты имеют право приобретать жилье как на первичном, так и на вторичном рынке, участвовать в долевом строительстве многоквартирных жилых домов, использовать средства на строительство индивидуального жилого помещения собственными силами.
Конечно, процедура занимает длительное время, так как детям-сиротам мало знаком порядок предоставления социальных выплат и оформления необходимых документов, которые в ряде случаев требуют наличия специального (юридического) образования. Кроме того, в процессе предоставления социальных выплат возможно «влияние» дальних родственников, недобросовестных риелторов и других личностей, которое может помешать эффективно распорядиться предоставляемыми бюджетными средствами. Во избежание этих трудностей и в целях скорейшего освоения бюджетных средств органам местного самоуправления необходимо не только принимать постановления о предоставлении социальных выплат детям-сиротам, но и, учитывая, что эти лица относятся к социально незащищенным категориям населения, оказывать им всяческую поддержку, взять процесс обеспечения жильем под контроль на всех стадиях: от оформления необходимых документов на социальную выплату до подбора и оплаты приобретаемого жилья. К указанной работе необходимо привлекать и органы опеки, социальные службы, общественные организации, проверенные риелторские компании, давно зарекомендовавшие себя на рынке жилья того или иного муниципального образования. Кстати, этот опыт муниципалитетами уже приобретен в процессе реализации мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
- Достаточно ли только укрепления исполнительской дисциплины со стороны муниципалитетов, чтобы решить проблему обеспечения детей-сирот жильем?
- Чтобы проблема решалась динамичнее – да. Но чтобы полностью ее закрыть, усилий одних только региональных и муниципальных властей мало. Без помощи федерального бюджета субъектам не обойтись. Если уж закон от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает внеочередное обеспечение жильем детей-сирот, то необходимо привести в соответствие с его требованиями и финансовые возможности регионов. В частности, существенно увеличить помощь региональным бюджетам на исполнение возложенных на них обязательств. Между тем в федеральном бюджете 2010 года на обеспечение социальной поддержки детей-сирот предусмотрены субсидии в размере лишь 1 млрд 105 млн рублей. Это чуть больше того, что необходимо для решения проблемы в одной только Самарской области.
Правительство губернии значимость федерального ресурса учитывает и проводит соответствующую работу с министерством финансов РФ по получению финансовой поддержки из федерального бюджета. В прошлом году мы привлекли еще 29 млн рублей, что позволило обеспечить жильем дополнительно 38 детей-сирот.
Так что проблема комплексная, для ее решения необходимо объединить усилия властей всех уровней.