Об исполнении областного бюджета за 2009 год чиновники доложили Общественному собранию Самарской области

Читали 969

17 мая в областной Самарской областной универсальной научной библиотеке прошло открытое заседание Общественного собрания Самарской области по теме «Публичные слушания по отчету об исполнении областного бюджета за 2009 год».
Напомним, что публичные слушания по годовому отчету об исполнении областного бюджета за истекший финансовый год проводятся с 2005 года (в соответствии Законом Самарской области от 28.12.2005 № 235-ГД «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области») не позднее чем через 15 дней после представления в Счетную палату Самарской Губернской Думы отчета об исполнении областного бюджета.
Первый этап обсуждения годового отчета об исполнении областного бюджета за 2009 год главными распорядителями средств областного бюджета с представителями общественности был проведен с 20 по 30 апреля 2010 года. Обсуждение было проведено у 17 главных распорядителей средств областного бюджета, еще с 6 распорядителями были проведены консультации.
В итоговых слушания участвовали представители всех (12) министерств и 14 департаментов, управлений и инспекций Самарской области, общественные эксперты и 84 представителя общественных организаций Самары, Тольятти, Чапаевска, Сызрани.
С основным докладом  отчетом об исполнении бюджета Самарской области за 2009 год выступил заместитель министра управления финансами Самарской области Владимир Панфёров. Затем выступили общественные эксперты, которые дали свою оценку исполнения областного бюджета в ряде министерств и департаментов Самарской области.
По итогам заседания Общественного собрания Самарской области было принято решение, в котором были даны рекомендации как главным распорядителям бюджетных средств, так и представителям организаций гражданского общества.
Как доложил В.Панферов, доходы областного бюджета в 2009 году значительно снизились по сравнению с фактическим уровнем 2008 года.
Общая сумма доходов областного бюджета за 2009 год составила 78 млрд. 236 млн. рублей (снижение к уровню 2008 года – 7,4%).
Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета составили по итогам 2009 года 58 млрд. 590 млн. рублей - 75% в общем объеме доходов 2009 года, снижение на 19% к уровню 2008 года (или 102,3% от плановых назначений). При этом основная часть - почти 98% - это налоговые доходы.
Несмотря на то, что доля налоговых доходов областного бюджета по сравнению с предыдущим годом практически не изменилась, в суммовом выражении произошло снижение налоговых поступлений на 18,5% - с 70 268 млн. рублей до 57 264 млн. рублей.
Уменьшение поступлений налоговых доходов обусловлено негативной динамикой по ряду важнейших налоговых источников. Прежде всего – это снижение налога на прибыль организаций, которое составило 43% (с 34 215 млн. рублей в 2008 году до 19 510 млн. рублей в 2009 году). Снижение поступлений указанного налога связано с негативным влиянием мирового финансового кризиса на экономику региона, которое сказалось в наибольшей степени на функционировании промышленного комплекса области. Индекс промышленного производства за 2009 год составил 72% к предыдущему году, наиболее серьезный спад произошел в обрабатывающих производствах – 62%, в том числе за счет резкого сокращения производства автомобилей.
Во-вторых, на 40% снизились поступления налога на добычу полезных ископаемых, что связано со сложившимся уровнем цен на нефть на мировых рынках.
В-третьих, на 58% по сравнению с предыдущим годом снизилось поступление налога на игорный бизнес, что объясняется введением с 1 июля 2009 года запрета на игорный бизнес на территории Самарской области (поступления данного налога сократились с 903 млн. рублей в 2008 году до 381 млн. рублей в 2009 году).
Неналоговые поступления в 2009 году составили 2,3% от суммы налоговых и неналоговых доходов областного бюджета (по сравнению с 3% в 2008 году). Причина - сокращение арендной платы за земельные участки, расположенные в границах городских округов (исполнение годовых расчетов составило 79%, или 479 млн. рублей при запланированной величине в 600 млн. рублей), что связано со снижением количества заключенных договоров аренды и неплатежами арендаторов, а также недостаточным земельным контролем со стороны органов исполнительной власти городского округа Самара.
Кроме того, снижение поступлений неналоговых доходов связано с низкими поступлениями от процентов, полученных от предоставления бюджетных кредитов внутри страны (по сравнению с предыдущим годом поступления снизились на 37,6%).
Структура налоговых доходов областного бюджета 2009 года практически не изменилась по сравнению с 2008 годом, и показывает, что 96,5% налоговых поступлений формируются из 6 основных налогов:
- налог на прибыль организаций (34%);
- налог на доходы физических лиц (32,6%);
- налог на имущество организаций (15,9%);
- акцизы по подакцизным товарам (8,9%);
- транспортный налог (2,8%);
- налог на добычу полезных ископаемых (2,2%).
Доля остальных налогов в 2009 году составила 4,5% от общего объема поступлений.
Расходы областного бюджета в 2009 году также сократились по сравнению с фактическими расходами 2008 года, и составили 85,8 млрд. рублей - 98% к факту 2008 года (исполнение к плану в сумме 88,1 млрд. рублей составило 97,5%).
По удельному весу в расходах бюджета 2009 года первые позиции занимают расходы на социальную политику (24%), межбюджетные трансферты (19,5%), образование (16,3%), национальную экономику (12%).
Несмотря на сокращение доходной части бюджета и вытекающее из этого снижение общего объема расходов по ряду направлений расходов наблюдается существенный рост:
- в 1,7 раза возросли расходы по разделу «Социальная политика»
(с 12,1 до 20,5 млрд. рублей).
Основные причины – это рост расходов на осуществление мер социальной поддержки в связи с их индексацией, рост числа получателей, увеличение объема средств, выделяемых из федерального бюджета на обеспечение федеральных льготников лекарственными средствами. Кроме того, в 2009 году в связи с монетизацией льгот в разделе «Социальная политика» отражены расходы на выплату ЕДВ на оплату жилищно-коммунальных услуг (в 2009 году - 4,8 млрд. рублей), которые до 1 августа 2008 года отражались в разделе «Межбюджетные трансферты» (в 2008 году – 1,6 млрд. рублей).
В общей сумме расходов областного бюджета в 2009 году наибольший объем приходится на министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (36%), министерство образования и науки Самарской области (16%), министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (9,3%), министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (8,6%).
В общем объеме расходов областного бюджета традиционно велика доля расходов социального характера (совокупность расходов по разделам «Образование», «Культура, кинематография и СМИ», «Здравоохранение и спорт», «Социальная политика»). В 2009 году они, с учетом безвозмездных поступлений, составили 45,1 млрд. рублей (более половины от общего объема расходов), увеличившись по сравнению с 2008 годом на 11,4%.
Структура социальных расходов областного бюджета, с учетом безвозмездных поступлений, выглядит следующим образом:
- расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы – 18,7 млрд. рублей (около 41,5% в социальных расходах);
- расходы на оказание мер социальной поддержки отдельным категориям граждан – 15, 2 млрд. рублей (33,7 % в социальных расходах);
- платеж на обязательное медицинское страхование неработающего населения – 5,1 млрд. рублей (11,4 % в социальных расходах);
- расходы на реализацию целевых и ведомственных программ, а также мероприятий - 2,6 млрд. рублей (5,7 % в социальных расходах);
- субвенции органам местного самоуправления на исполнение переданных государственных полномочий – 1,6 млрд. рублей (3,6%
в социальных расходах);
- прочие расходы – 1,89 млрд. рублей (4,1 % в социальных расходах).
Всего на оказание мер социальной поддержки гражданам Самарской области в 2009 году с учетом межбюджетных трансфертов направлено порядка 15 млрд. рублей (порядка 17,6% всех расходов бюджета) с ростом
к факту 2008 года 128%. Из них средства областного бюджета составили
10,8 млрд. рублей (с ростом к факту 2008 года 114 %).
В 2009 году мерами социальной поддержки за счет средств бюджета, как и 2008 году, было охвачено порядка 1 млн. 200 тыс. человек.
Значительный объем средств областного бюджета направляется на предоставление мер социальной поддержки «региональным» льготополучателям (ветераны труда, труженики тыла, реабилитированные лица) – 5,1 млрд. рублей; на предоставление гражданам адресных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг - 1 млрд. рублей, на оказание социальной поддержки гражданам, имеющим детей – 1,1 млрд. рублей.
В 2009 году все учреждения бюджетной сферы, финансируемые из областного бюджета, перешли на новую систему труда. В результате всем работникам бюджетной сферы установлена заработная плата не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в соответствии с действующим законодательством (4 330 рублей).
Несмотря на финансовый кризис и сокращение доходов бюджета, в прошедшем году все принятые социальные обязательства были обеспечены в полном объеме.
Сохранение на достойном уровне социальных расходов бюджета в 2009 году стало возможным только ценой серьезного сокращения инвестиционной составляющей. В условиях секвестирования областного бюджета капитальные расходы в 2009 году существенно сократились, составив 9 844 млн. рублей - 51% к уровню 2008 года, или 98% к плановым назначениям 2009 года.
В разрезе главных распорядителей средств областного бюджета основной объем капитальных расходов пришелся на:
министерство строительства и ЖКХ (6 073 млн. рублей, 62%
от общего объема капитальных расходов),
министерство транспорта, связи и автомобильных дорог Самарской области (2 943 млн. рублей, 30%),
министерство сельского хозяйства Самарской области (142,4 млн. рублей, 1,4%), министерство здравоохранения и социального развития Самарской области (3,9 млн. рублей, 0,04%).
Из общего объема капитальных расходов расходы на строительство, реконструкцию и ремонт улично-дорожной сети составили 254 млн. рублей.
Величина федеральных средств в капитальных расходах областного бюджета в 2009 году по сравнению с 2008 годом заметно уменьшилась в суммовом выражении (2,5 млрд. рублей в 2009 году против 3,6 млрд. рублей в 2008 году, то есть на 30%), но увеличилась в удельном отношении (26% в капитальных расходах в 2009 году против 19% в капитальных расходах в 2008 году, доля увеличилась на 7 процентных пунктов).
Существенной положительной динамикой характеризуются поступления в областной бюджет средств из федерального бюджета.
Всего в 2009 году в областной бюджет поступило средств из федерального бюджета на сумму 17,1 млрд. рублей, что на 5,5 млрд. рублей (или на 47%) больше, чем в 2008 году.
Значительный рост, наблюдающийся в 2009 году, связан с увеличением поступлений из федерального бюджета средств по действовавшим в 2008 году направлениям, а также с поступлениями по новым направлениям расходования.
К наиболее крупным из них можно отнести:
Направления, по которым в 2009 году увеличился объем поступающих средств:
- дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов в размере 2 749 млн. рублей (в 10 раз больше чем в 2008 году);
- субвенции бюджетам субъектов РФ на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан в размере 2 023 млн. рублей (в 1,5 раза больше, чем в 2008 году);
- субвенции на осуществление полномочий в области содействия занятости населения в размере 1 623 млн. рублей (в два с лишним раза больше, чем в 2008 году);
- межбюджетные трансферты на повышение денежного довольствия работникам подразделений милиции общественной безопасности и социальных выплат в размере 741 млн. рублей (на 30% больше, чем в 2008 году).
- субсидии на реализацию федеральных целевых программ в размере 410 млн. рублей (в 1,4 раза больше, чем в 2008 году);
Новые направления, по которым из федерального бюджета в 2009 году поступили средства:
- субсидии, направленные на снижение напряженности на рынке труда, - 1 762 млн. рублей;
- субвенции на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны – 776 млн. рублей;
- субвенции на оказание отдельным категориям граждан социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами – 692 млн. рублей;
- субсидии на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники – 634 млн. рублей;
- субсидии на реализацию мероприятий по финансовому обеспечению оказания дополнительной медицинской помощи, оказываемой участковыми врачами-терапевтами, – 450 млн. рублей.
Кроме того, в 2009 году в областной бюджет поступили безвозмездные поступления от государственной корпорации Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в сумме 2 452 млн. рублей (в 2008 году - 384 млн. рублей).
Значительные средства были направлены муниципальным образованиям региона из областного и федерального бюджетов в форме межбюджетных трансфертов.
Общий объём межбюджетных трансфертов из областного и федерального бюджетов бюджетам муниципальных образований в 2009 году составил 11 млрд. 75 млн. рублей. Из них:
в форме дотаций было выделено 2 млрд. 565 млн. рублей (дотации не имеют целевого назначения и расходуются органами местного самоуправления по направлениям собственных расходов, предусмотренных местными бюджетами);
в форме субсидий – 4 млрд. 546 млн. рублей (субсидии имеют строго целевое назначение и направляются на решение конкретных вопросов местного значения, предусматривают долевое софинансирование за счёт средств местного бюджета);
в форме субвенций – 3 млрд. 952 млн. рублей (субвенции являются компенсационными средствами, которые направляются на финансовое обеспечение переданных на уровень местного самоуправления государственных полномочий).
В 2009 году объем финансовой помощи местным бюджетам по сравнению с уровнем 2008 года уменьшился на 22%. Снижение произошло за счет субсидий инвестиционного характера местным бюджетам в рамках секвестирования бюджетных ассигнований областного бюджета. Объём дотаций на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности сохранился практически на уровне 2008 года. Муниципальные образования региона продолжают получать серьезнейшую поддержку из областного бюджета, и это - на фоне опережающей динамики показателей их бюджетов по сравнению с областным.
Так, доля налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в консолидированном бюджете Самарской области постоянно росла: в 2006 году она составила 21,7%, в 2007 году – 24,3%, в 2008 году – 25,4%, в 2009 году – 27,8%. При этом уровень долговой нагрузки у муниципальных образований по состоянию на 01.01.2010 составил 16%, в то время как у областного бюджета он более чем в 2,7 раз выше – 43%.
Дефицит областного бюджета в 2009 году планировался в размере 12,1 млрд. рублей, фактически сложился на конец 2009 года в размере 7,6 млрд. рублей.
Основным источником финансирования дефицита областного бюджета послужил облигационный займ Самарской области номинальной стоимостью 2 425 млн. рублей.
Первоначально запланированный в бюджете облигационный займ 2009 года в размере 7,5 млрд. рублей удалось существенно сократить, частично заместив более дешевыми кредитами из федерального бюджета, привлеченными в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования в объеме 795 млн. рублей.
В результате объем государственного долга Самарской области увеличился в 2009 году на 2,4 млрд. рублей и составил на 1 января 2010 года 24,9 млрд. рублей.
В связи с тем, что государственные гарантии в 2009 году не предоставлялись, объем государственных гарантий по итогам 2009 года сократился на 865 млн. рублей.
Параметры государственного долга Самарской области соответствовали требованиям Бюджетного кодекса РФ и областного законодательства, что говорит о взвешенной долговой политике, проводимой Правительством Самарской области, и высоко оценивается рейтинговыми агентствами.
Высокий уровень кредитного рейтинга Самарской области был подтвержден в 2009 году ведущими международными рейтинговыми агентствами (Moody's на уровне «Ва1»; Standard&Poor's – на уровне «ВB+»).

Новости

Об исполнении областного бюджета за 2009 год чиновники доложили Общественному собранию Самарской области