Какие нововведения появятся в сфере образования в новом учебном году? Как производится оптимизация
школьной сети в Самарской области? Каким образом можно решить проблему нехватки детских садов? Об
этом в интервью «ВК» рассказал председатель комитета по образованию и науке Самарской губернской
думы Владимир Милюткин.
- В России будут введены новые образовательные стандарты. Какие новшества они принесут в сферу
образования?
- Новые образовательные стандарты направлены на обеспечение индивидуальных потребностей учеников и
будут введены повсеместно с 1 сентября 2011 года. В связи с этим будут увеличены учебные часы,
отводимые на обучение обязательных предметов, на учебные курсы по различным интересам обучающихся.
Кроме того, будет усилена роль внеурочной деятельности и духовно-нравственного воспитания.
В Самарской области уже с 1 сентября этого года новый стандарт будет апробирован в пилотном режиме в
22 общеобразовательных учреждениях, в том числе в девяти школах Самары. Его введение потребует
дополнительных расходов за счет средств областного бюджета.
- Приближается пора сдачи ЕГЭ и зачисления абитуриентов в вузы. Чем будет отличаться ситуация со
сдачей экзаменов в этом году?
- Значительных изменений в самой процедуре проведения ЕГЭ нет. Например, в проекте приказа
министерства образования и науки РФ предполагается более жесткая мера по наличию у школьников
сотового телефона. Если раньше при сдаче экзамена можно было иметь на столе отключенный телефон, то
в этом году его вообще не должно быть.
Как известно, в 2009 году ЕГЭ из статуса эксперимента перешел в статус обязательной формы
государственной итоговой аттестации. Мы в Самарской области пережили это достаточно легко, так как
были одним из регионов, где применение единого государственного экзамена апробировалось в пилотном
режиме.
По отношению к ЕГЭ высказываются самые противоречивые мнения. Однако, на мой взгляд, имея высокие
показатели по ЕГЭ, ребенок может легко, без репетиторов, поступить в любой вуз России. Вместе с тем
я признаю, что по результатам ЕГЭ не всегда можно узнать, какие конкретно пробелы в образовании
существуют у школьника, непонятно, в каком направлении ему нужно работать. Но все же в применении
ЕГЭ больше плюсов, чем минусов. К тому же ЕГЭ позволяет исключить факты коррупции в вузах.
- Но, по мнению отдельных экспертов, коррупция перешла в школу...
- Это другой вопрос. Министерство образования предпринимает меры по борьбе с такими фактами. Но я
считаю, что если студент не будет иметь достаточных знаний, то его обучение в вузе закончится после
первой сессии.
- Оптимизация образовательной сети Самарской области в последнее время вызывает много вопросов.
Например, члены комитета по образованию и науке посетили несколько сельских районов, где
планировалось объединение школ. С проблемой возможного объединения образовательных учреждений в
комитет обращались и родители учеников двух самарских школ.
- Программы по оптимизации сети общеобразовательных учреждений разработаны практически во всех
муниципалитетах. При комитете по образованию и науке специально создана рабочая группа, которая
стремится разрешить проблемы, возникающие при проведении оптимизации. По обращениям родителей
учеников мы провели ряд выездных заседаний. Например, в Волжском районе обсуждалась целесообразность
изменения статуса Суховязовской средней образовательной школы в основную общеобразовательную школу с
ликвидацией 10-11 классов. По итогам выездной проверки мы рекомендовали главе сельского поселения
провести сход жителей с участием представителей администрации района и только потом уже принимать
окончательное решение.
Аналогичное мероприятие проведено в селе Зелёновка Ставропольского района. Здание школы по
заключению органов пожнадзора признано пожароопасным. Министерство образования и науки Самарской
области предложило в качестве временной меры перевод учащих в школу села Валиевка с организацией
доставки детей школьными автобусами. Учитывая, что Зелёновка развивается, а доставка детей по
федеральной трассе является небезопасной, депутаты приняли решение обратиться к губернатору
Владимиру Артякову с просьбой о выделении субсидий за счет средств областного бюджета на
строительство школы в селе.
Вообще, к вопросу закрытия сельских школ надо подходить очень осторожно. Ведь если там не будет
образовательного учреждения, большинство семей с детьми оттуда уедет, и это означает, что село будет
обречено на вымирание.
В городах в этом вопросе главное - не повторить ошибок по аналогии с детскими садами, чтобы через
семь-восемь лет не было такой проблемы, что ребенку не хватает места в школе.
- Сейчас запланировано объединение Тольяттинского госуниверситета с тремя колледжами. Вы считаете
этот процесс необходимым?
- Ректор ТГУ Михаил Криштал ставит амбиционные цели по приданию вузу статуса национального
исследовательского университета, говорит о том, что таким образом будет обеспечена непрерывность
образования и решены проблемы трудоустройства. Честно говоря, я удивлен такой постановкой вопроса,
кстати, такая же позиция и совета ректоров и у Минобразования Самарской области. Как показывает
анализ, сегодня у выпускников колледжей нет проблем с трудоустройством. Среднее образование
востребовано в области. А высшее образование, наоборот, имеет низкую закрепляемость. При этом многие
университеты имеют договорные связи с техникумами, не включая их в состав своих университетов, и
работают прекрасно. Я считаю, что механическое объединение ТГУ с колледжами не придаст вузу
дополнительного импульса к развитию, тем более на стадии его перевода в национальный
исследовательский университет. Полагаю, что руководство ТГУ это понимает.
- С какими проблемами сейчас сталкивается высшая школа? Будет ли уменьшаться количество бюджетных
мест в вузах из-за демографического спада?
- Как заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, количество мест в вузах на тысячу
выпускников школ не уменьшается и составит в этом году где-то 567 человек. Но демографический спад
дает о себе знать, и в абсолютных цифрах количество мест уменьшится. 20 апреля министерство
образования и науки РФ рассмотрело заявки отраслевых министерств по выделению бюджетных мест. Затем
министерство обработает эти данные и в мае представит заявки в вузы на бюджетные места.
Политика министерства в первую очередь направлена на корректировку подготовки специалистов с учетом
рынка труда. Количество бюджетных мест на профессии, престижные среди молодежи, но не востребованные
работодателями, будет уменьшаться, особенно в непрофильных вузах. Ведь юристы и экономисты, получив
образование, строят планы, что они станут Кучеренами или Астаховыми, а работу зачастую не могут
найти в течение нескольких лет. Поэтому правительство вмешивается в этот вопрос и нормирует
бюджетные места на эти специальности.
Источник: «Волжская Коммуна»