Задачи обеспечить Самарскую область продукцией местного производства, выходить на новые рынки, поставлять товары на экспорт – мощный стимул для конкурентного развития мясоперерабатывающей отрасли. Олег Кузичкин уверен: инвестиции в становление новых суперсовременных производств должны быть приоритетными для тех, кто готов работать в соответствии с требованиями рынка.
- Ваша продукция широко представлена на региональном рынке. Достаточно ли существующих объемов производства для удовлетворения потребностей покупателей губернии? Какова вся география поставок "Фабрики качества"?
- Сегодня мы близки к тому, чтобы полностью обеспечивать потребности Самарской области в нашей продукции. "Фабрика" поставляет продукцию и в соседние регионы Поволжья, есть спрос и на более отдаленных территориях, например, в Центральном федеральном округе. А наше недавнее участие в крупнейшей международной сельскохозяйственной выставке "Зеленая неделя" (г. Берлин) показало, что продукция российских предприятий, в частности, наша, очень интересна и зарубежным потребителям. Для нас полной неожиданностью было то, что наша продукция вызовет такую серьезную реакцию. На самарском выставочном стенде немцы просто брали штурмом зону дегустации - продукция "Фабрики" оказалась чрезвычайно востребованной, несмотря на то что в павильонах других стран были представлены самые разнообразные колбасы и деликатесы от традиционно сильнейших мировых производителей. У нас была масса предложений о поставках в Германию, Австрию, Нидерланды, причем как от рядовых бизнесменов и владельцев магазинов, так и от представителей крупных торговых сетей и даже политических деятелей. Например, в прохождении процедуры евросертификации нам вызвался помочь господин Хельмут Борн - председатель Ассоциации фермерских хозяйств Германии. Также большую заинтересованность в развитии отношений проявила госпожа Беатрис Линдер - куратор по взаимоотношениям между нашими странами от министерства сельского хозяйства Германии. Она, в частности, подчеркнула, что в условиях ВТО нео
бходимо выстраивать сбалансированный бизнес. Это означает, что если мы как компания с жестким подходом к вопросам качества закупаем европейское оборудование, то вполне логично, что в странах Евросоюза должна быть представлена наша продуктовая линейка. Кстати, немцы всерьез готовы рассматривать вопрос о создании завода "Фабрики качества" на территории Германии и также готовы оказать нам в этом необходимую поддержку.
- То есть вы намерены расширять производство?
- Такая необходимость созрела, и у нас уже готов проект строительства нового завода мощностью 300 тонн продукции ежедневно – это реальная потребность. Сегодня "Фабрика качества" выпускает в общей сложности более 180 тонн продуктов питания ежедневно, но наши производственные возможности не покрывают существующего спроса, несмотря на то что работа ведется в три смены. Создание нового производства позволило бы, во-первых, выйти на новые рынки и масштабы сбыта, а во-вторых, создать около двух тысяч новых рабочих мест. Другое дело, что нужна подходящая площадка с готовой логистической и инженерной инфраструктурой. Пока такое место не выбрано – мы ведем переговоры с правительством Самарской области о подборе и, возможно, совместном освоении необходимой территории на условиях господдержки.
- Как вы предполагаете решать проблемы поставок сырья? Ведь сейчас вы его закупаете за пределами региона?
- Существует проблема – у фермеров не выстроено планирование бизнеса. Хозяйства, занимающиеся животноводством, не уверены в завтрашнем дне, там выращивают поголовье, но каким будет спрос на мясо, аграрии не знают. И цепочка поставок не налажена. Если бы мы, переработчики, зная свою статистику потребления, формировали долговременный фьючерсный заказ для местных фермеров, учитывающий не только объем поставок, но и качество сырья, фермеры, в свою очередь, могли бы также заключать договоры на поставки комбикормов, брать целевые кредиты под развитие – весь процесс был бы выстроен цивилизованно, такая система действует во всем мире. Но мы уже начали решать эту проблему.
В частности, уже создана Ассоциация мясной и перерабатывающей промышленности Самарской области, главной задачей которой является консолидация деятельности участников мест-ного рынка. Ассоциация создана при непосредственном участии и поддержке министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, ведь необходимость эффективного сотрудничества производителей и переработчиков, а значит, дальнейшего развития агропромышленного комплекса губернии очевидны всем.
- В Германии традиционно высок уровень мясопереработки. Есть ли перспективы создания совместных производств?
- Безусловно, есть. И возможности будут только возрастать. В Германии существует государственная программа, в рамках которой фермеры распространяют свой опыт на территории России: внедряют свои технологии и получают поддержку и своей, и нашей страны. Такое сотрудничество мы обсуждали с руководителем выставки "Зеленая неделя" Ларсом Егером и председателем Ассоциации фермерских хозяйств Германии Хельмутом Борном. И пришли к единому мнению – потенциал для этого уникального обмена опытом есть, в том числе на самарской земле. И мы готовы его продемонстрировать, используя возможности нашей Ассоциации. Повторюсь, в условиях работы в ВТО невозможно вести бизнес, находясь в вакууме, нужно брать на вооружение все лучшее, что уже опробовано и оправданно, повышать на основе этого свою конкурентоспособность и мобильность. Только так мы сможем занять принципиально новые, сильные позиции на отечественном и международном рынке, обеспечить себя и других разнообразной и качественной продукцией.