«У вас что, война вчера была?»

Валентина Матвиенко осталась крайне недовольна состоянием Самары. На этой неделе запущенность Самары стала темой №1 не только на местном, но и на федеральном уровне.

 Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, приехавшая в город с однодневным рабочим визитом, подвергла резкой критике сферу ЖКХ и благоустройство. Мэрия в ответ напомнила, что областной центр более десятка лет был заложником политических игр. «Репортер» поинтересовался у городских властей и экспертов, что нужно сделать, чтобы навести порядок.

«В городе нет хозяина»
Многие, кто впервые посещает Самару, отмечают ее неухоженный вид. Не стала исключением и Валентина Матвиенко. На заводе «ЦСКБ-Прогресс», который она посетила в ходе своего визита, спикер Совфеда высказала рабочим все, что думает по этому поводу.
 - Обилие киосков и торговых павильонов на улицах вызывает у меня ассоциации с 90-ми годами прошлого века, - сказала Матвиенко. - Кажется, что в Самаре нет хозяина. Такого неблагоустроенного города я давно не видела.
Вечером того же дня на одном из местных телеканалов Матвиенко заявила, что после поездки по городу у нее сложилось ощущение, что буквально вчера здесь закончилась война. И попросила жителей не обижаться на нее за это высказывание.

«Долгие годы город разрывался на части»
Реакция городских властей не заставила себя ждать. Мэр Дмитрий Азаров публично признал: он во многом согласен с выводами Валентины Матвиенко. Отношение к Самаре как к городу грязному, по его мнению, формировалось на протяжении многих лет.
- Долгие годы город ветшал и разрывался на части, - сказал он. - Усугублял ситуацию и затяжной конфликт между муниципальными и региональными властями, который негативно сказывался на развитии областного центра.
Вместе с тем Азаров отметил, что в последние два года ситуация начала меняться в лучшую сторону. По его словам, удалось добиться определенных результатов во многих сферах городского хозяйства.
- Однако многие из наших решений начнут работать на 100% только через некоторое время, - говорит Азаров. Так, например, уже в прошлом году 99% собственников предприятий и коммерческих структур города подписали с администрацией соглашение о закреплении близлежащей территории, по которому они должны ее убирать.
- Но пока многие не привыкли выполнять взятые на себя обязательства, - продолжает градоначальник. - Будем приучать предпринимателей к ответственности.

Цена вопроса
Мэр не скрывает, что главная причина удручающего состояния, в котором оказался город, кроется в недостатке финансирования. А его подчиненный, директор МП «Благоустройство» Владимир Василенко приводит пример: из-за нехватки денег улицы в Самаре убираются неравномерно.
- К примеру, улицу Авроры мы убираем каждый день, а Дыбенко - раз в четыре дня, - говорит Василенко.
Президент Национального института финансовых менеджеров Дмитрий Яковенко считает, что если бы Самаре выделяли столько же федеральных средств, сколько дают Санкт-Петербургу или Казани, то у нас все было бы совершенно по-другому.
- У нас празднуется в России все, что хотите, - говорит Яковенко. - А ведь у Самары тоже есть круглая дата «в кармане» - 500 лет с того момента, как мимо нас проходило войско Ивана Грозного и присоединило нашу территорию к российскому государству. Вы думаете, нам выделят что-то?
Выход из ситуации эксперты видят в концентрации пусть и небольших средств на каком-либо одном направлении. Василенко считает, что главное внимание нужно уделять дорогам:
- Я предлагаю поступить радикально: перекрыть от борта до борта по три-четыре улицы в каждом районе города на пять-семь лет и отремонтировать их от начала до конца, а не рывками. Если мы предупредим самарцев, что в этом году выделяем, к примеру, один миллиард на ремонт дорог по проспекту Кирова, улицам улице Стара-Загора, Антоново-Овсеенко, Красноармейской, Максима Горького, - уверен, люди нас поймут.
По мнению депутата Самарской городской думы Сергея Арсентьева, два-три млрд рублей в год Самаре было бы достаточно, чтобы максимум через три года почувствовать положительные сдвиги в наведении порядка с ремонтом дорог.

Газоны - рассадник грязи?
Еще один бич Самары - это не исчезающая с улиц грязь. По единодушному мнению экспертов, с этой проблемой можно справиться просто - «закатать» в асфальт большинство газонов города и на их месте сделать «карманы» для машин.
- Газоны являются рассадниками грязи, - считает Василенко. - И если, к примеру, на Московском шоссе и улице Ново-Садовой их назначение понятно - это защитные полосы, то вот на улице Льва Толстого пользы от них нет никакой. А за счет «карманов» ширина проезжей части будет сохранена.
С ним согласен и Сергей Арсентьев. Он рассказывает, что еще при мэре Викторе Тархове газоны пытались «закатать», но все уперлось «в неразграниченность городской и областной земель». По мнению депутата, решить этот вопрос реально, была бы политическая воля.

Начать с себя
Но главное, в чем сходятся и федеральные, и областные, и городские власти, - что самарцы сами должны захотеть жить в чистом городе и делать все от себя зависящее, чтобы он не зарастал грязью.
Дмитрий Азаров сказал «Репортеру»: чтобы изменили отношение к своему городу жители, многие из которых за годы неустроенности привыкли наплевательски относиться к окружающей среде и к труду других людей, требуется время.
Кстати, те же рабочие «Прогресса» признались Валентине Матвиенко, что их соседи выбрасывают мусор рядом с подъездом - им лень дойти до контейнеров.
- Давайте вместе наводить порядок! - выслушав заводчан, призвала Мативенко. - В благоустройстве города должны принимать участие сами жители.

Версия для печати