Сергей Крайнев: «Придется действовать жесткими методами»

Из всех новых министров областного правительства Сергею Крайневу достался, пожалуй, наиболее хлопотный участок.

Фото:

За сферой ЖКХ прочно закрепилась репутация «черной дыры», способной проглотить любые бюджетные миллиарды, причем без какого-либо заметного результата. О том, как вывести отрасль из нынешнего состояния и превратить ее в прозрачный и эффективный инструмент по созданию комфортной среды обитания, министр энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области рассказал специально для «Репортера».

«На 81-м месте из 83 регионов»
- Сергей Александрович, каковы первые впечатления от вверенного хозяйства?
- Знакомство совпало с подготовкой к зиме, и это ускорило погружение в ситуацию. Первое, с чем мы столкнулись, - это небрежная работа с официальными документами. Многие главы муниципалитетов честно сознались, что не всю отчетность по подготовке к зиме предоставляли своевременно, фактически же работы ведутся. Проверили - действительно, успевают. Но такая дисциплина нам выходит боком: в 2011 году Самарская область была на 81-м месте по подготовке к зиме и по эффективности расходования средств на ЖКХ. А с такими показателями есть риск исключения из федеральных программ: в 2012 году область на «коммуналку» не получила ни копейки.
Мы сильно отстали от других регионов по оснащению жилья приборами учета. Это приводит к тому, что при ежегодном росте стоимости коммунальных услуг разница между фактическим (по приборам учета) и расчетным (выведенным по формуле) потреблением - существенная. Люди не экономят, когда нет прибора учета в квартире. И такое поведение - простое непонимание, как надо экономить, на чем. Многие вообще превышают личное потребление, так как считают, что в экономии нет никакого смысла, потому что тебе все равно выставят одну и ту же цену - по нормативу.
Поэтому первым делом сейчас мы будем создавать режим благоприятствования установке счетчиков: где-то будем помогать из бюджета, где-то использовать механизмы кредитования, когда ресурсоснабжающие организации, и УК обязаны поставить приборы учета в рассрочку. Они в этом заинтересованы, потому что реально население потребляет больше, чем предусмотрено расчетными нормативами, которые утверждены еще в 1990-е годы и ранее.
- А как эта ситуация складывается в более благополучных регионах?
- Мы были в Саранске неделю назад, там человек может либо в Интернете посмотреть, либо в расчетно-кассовом центре в терминале - сколько за день потребил, какие работы были сделаны в его доме, сколько это стоит. Если есть претензии, то можно потребовать перерасчет, а если их нет, то - будь любезен, заплати. И уровень сбора платежей там высокий.

Коммунальщиков повернут лицом к людям
- За сколько лет можно исправить ситуацию в Самарской области?
- За 2-3 года системной работы реально дотянуться до уровня лучших регионов - достаточно изменить систему работы, сделать ее более удобной для людей. Когда управляющие компании начнут отчитываться перед жильцами за то, куда потратили деньги, когда мы ускорим темпы оснащения приборами учета, когда своевременно и полноценно будем рассматривать обращения граждан, - все это даст ощутимый результат. Но порой, видимо, придется действовать и жесткими методами, чтобы заставить коммунальщиков повернуться к людям лицом, сделать их своими союзниками.
Вот, например, живая ситуация - как сейчас работает система: пришли люди на прием и рассказывают о том, что в одном населенном пункте (не буду говорить, в каком) начали строить газопровод. Глава поселения собрал сход и говорит: газ будет, разбирайте старую систему отопления. Разобрали, но никто не спросил, когда именно газ будет. А он по плану-графику будет только к середине ноября... Это реальный случай. Куда деваться - ускорим подрядчика, надо, чтобы газ к первой декаде октября в домах был. Но такое отношение - это безобразие чистой воды. То ли популизм, то ли еще что-то. А глава поселения теперь от своих слов отказывается. В моем понимании, такие вещи не прощаются не только властями, но и, прежде всего, самими людьми.
Сейчас мы внимательно читаем письма, которые приходят от граждан. В муниципалитетах, где обращения носят наиболее критический характер, проводим проверки. На территорию выезжает группа - ходит по домам, общается с жителями, а еще смотрит документы по эффективности расходования бюджетных средств, проверяет, как органы власти исполняют свои полномочия по контролю за качеством услуг.
Другой пример: сейчас должны создаваться советы домов, но уже есть случаи, когда процесс откровенно блокируется. В некоторых районах области этому препятствуют управляющие компании, а органы местного самоуправления делают вид, что не замечают этого.
- Какие рычаги влияния на УК имеются у министерства?
- Есть государственная жилищная инспекция - контрольный надзорный орган за деятельностью управляющих компаний. Мы с ним решаем одни и те же задачи. Будем заставлять открывать информацию, у нас теперь есть для этого законодательные полномочия. Проверим, как они работают с людьми. И заставим - с помощью госжилинспекции - или, если потребуется, обратимся в прокуратуру. Те УК, которые не захотят работать честно, будут наказаны - вплоть до принятия судебных решений об ограничении права заниматься соответствующей деятельностью до 2-3 лет.

«Будем заставлять инвесторов снижать собственные издержки»
- В Самаре существует проблема, которая снята уже во многих регионах, - гигантская задолженность муниципалитетов перед ресурсоснабжающими организациями...
 - Цены на коммунальные услуги у нас не маленькие, уже второй месяц мы считаем, пересчитываем, оцениваем. А проблема эта возникает из-за неурегулированности вопросов, связанных с принятием тарифных решений. Не секрет, что муниципальные бюджеты систематически платят «ресурсникам» деньги, потому что недоурегулировали вопросы тарифов и объемов потребления. Тот, кто эти решения принимал, должен ответить за них деньгами. Из-за этого деньги улетают фактически в «черную дыру». Первый вопрос, который возникает при этом: а не умысел ли это чей-то злой? И ответ на него будет найден.
Проблема усугубляется отсутствием приборов учета. Но у нас нет такого права, чтобы взять и скинуть на потребителя всю эту недоурегулированность. Первое, что мы будем делать, - это заставлять инвесторов снижать собственные издержки и, соответственно, тарифы.
Скоро очередной период тарифного регулирования, в рамках которого мы планируем снять большинство проблем. И после этого, надеемся, местные бюджеты в массе своей перестанут возмещать долги за предприятия ЖКХ, а деньги смогут отправить на детские сады, дороги.

Справка
Сергей Крайнев родился в 1979 году в Пермской области. Закончил Пермский государственный университет, юрист.
В 2005-2007 годах работал заместителем директора департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства министерства регионального развития Российской Федерации. Затем возглавлял экспертный департамент государственной корпорации «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
С 2009 года - помощник заместителя председателя правительства РФ.
26 июня 2012 года назначен на должность заместителя председателя правительства - министра энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

«За 2-3 года системной работы реально дотянуться до уровня лучших регионов - достаточно изменить систему работы, сделать ее более удобной для людей»

«Те управляющие компании, которые не захотят работать честно, будут наказаны - вплоть до принятия судебных решений об ограничении права заниматься соответствующей деятельностью»

Версия для печати