Глаза, руки и хвост человека

«Репортер» познакомился с единственной в Самаре собакой-поводырем. Шестилетняя немецкая овчарка Зара и 51-летний Игорь Щенников — друзья - не разлей вода.

Без своего верного друга самарец не выходит на улицу
Если Игорь случайно выронит трость, Зара тут же ее поднимет и отдаст хозяинуВместе они уже четыре года. Без хвостатого друга незрячий мужчина даже и не думает выходить из дому.


Пса подбирают под габариты хозяина
Не успели мы с фотокором войти в квартиру, как раздался грозный лай. Овчарка возмущалась, что ее закрыли на кухне и не дают контролировать ситуацию.
- Ну иди, знакомься, - говорит хозяин, открывая дверь.
Мы смирно сидим на диване. Мощное животное мгновенно оценивает обстановку, и, понимая, что мы пришли с миром, кидается к нам «с объятиями». Начинает ласково тереться об ноги, тычется носом в руки и норовит облизать все лицо.
- Зай, иди ко мне, - хозяин прерывает собачьи нежности, и овчарка неохотно подчиняется, укладываясь у его ног.
С этой минуты она не сводит глаз с нас. Игорь рассказывает, что Зара - его вторая собака. Первую, тоже немецкую овчарку, Гайду, он получил в 1988 году. Как и Зару, привез ее из подмосковной Купавны, где находится единственная в стране Республиканская школа восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак-проводников.
По закону, поводыря выделяют бесплатно как средство реабилитации для слепого человека. Чтобы получить четвероногого друга, желающий должен подать заявку в министерство соцразвития и дожидаться своей очереди. При оформлении документов нужно нужно указать свой рост, вес, чтобы под эти параметры подбирали собаку. Как только заявку примут в Купавне, будущий хозяин едет в школу знакомиться с животным.
Для роли провожатого воспитывают обычно лабрадоров и овчарок, отбирая щенков и учитывая особенности характера. У собаки должна быть очень устойчивая психика, она должна быть неагрессивной и не бояться шума.

Как дышишь, хозяин?
Игорь Щенников потерял зрение в детстве. Взрывали с друзьями карбид, и осколок попал в глаз. Врачи провели две операции, но задели зрительный нерв, из-за чего Игорь в 12 лет ослеп окончательно. Он окончил спецшколу для незрячих, поступил в медицинский колледж в Кисловодске на массажиста. Получив диплом, вернулся в Куйбышев, устроился работать в профилакторий.
- Первая собака-провожатый понадобилась, чтобы водить меня на работу, - рассказывает Игорь. - Пешком нужно было идти минут 20, переходить дорогу без светофора, потом через несколько железнодорожных путей. Гайда справлялась со своей задачей на все сто. Она вообще была удивительной собакой. Однажды спасла тонущего ребенка, хотя никто никогда ее этому не учил. А как-то я, вернувшись из гостей навеселе, улегся спать на полу. Моя жена с подругой решили уложить меня на кровать, но как только они взяли меня за руки и за ноги, Гайда начала рычать. Пришлось жене меня разбудить. Я лег на кровать, а Гайда устроилась у входа в комнату и и никого не впускала внутрь. Ночью она постоянно подходила ко мне, прикладывала ухо к груди, прислушивалась, дышу ли я.

Без Зары - ни шагу
Пока Игорь рассказывает про Гайду, Зара внимательно слушает, поводя ушами и наклоняя голову то влево, то вправо. Но как только разговор заходит о ней, спокойно укладывается на ковер и прикрывает глаза, дескать, про себя я и так все знаю.
- У Зары другой характер - сразу видно, что эта собака воспитана в вольере, она недополучила человеческого общения, будучи щенком, и интеллектуальное развитие идет гораздо медленнее. Она как ребенок. Поначалу откликалась только на команды. А скажешь просто: «Иди сюда», - не реагирует. Но за четыре года совместного житья Зара научилась понимать все, что я говорю.
У Игоря и Зары есть несколько постоянных маршрутов, которые собака знает по названиям: «Прогулка», «В гости», «Автобус», «Остановка», «Молочка», «Хлебный». Куда скажет хозяин - туда собака и поведет.
Летом они вдвоем живут на даче. Там есть маршрут «Озеро». Рано утром, пока нет народу, Игорь с Зарой ходят купаться. Вообще же поводыри способны запомнить сто маршрутов.
- Без Зары я на улицу не выхожу, - признается Игорь. - Я прекрасно знаю расположение дорог, поворотов, столбов, магазинов, но если по какой-то причине собьюсь - заплутаю.
Чтобы увидеть собаку в деле, мы с Игорем и Зарой выходим на улицу. «На прогулку», - говорит хозяин собаке, и она уверенно ведет его от подъезда за дом, на заросшую травой площадку. При этом животное огибает густые заросли, которые встречаются на пути, выводя хозяина на удобную дорогу. Перед бордюром Зара садится, Игорь нащупывает тростью препятствие и только после этого продолжает путь. Так же собака садится перед каждой ямой, сигнализируя об опасности. Овчарка заменяет Игорю не только глаза, но и руки. Вот он выронил трость:
- Зай, подними, - просит собаку, и та сразу поднимает с земли палку и протягивает хозяину.

Всегда начеку
Сейчас Игорь официально не работает, делает массаж на дому. Пенсии по инвалидности на проживание и обеспечение собаки не хватит, хотя содержание лохматого провожатого и финансирует государство.
- В советское время было проще, - вспоминает Игорь. - Раз в месяц в ДОСААФе я получал 30 кило мяса, а медицинскую помощь животному оказывали бесплатно. Собачья жизнь изменилась, когда приняли закон о монетизации льгот. С 2005 года вместо «натуральной» помощи я получаю деньги. Сейчас пособие немного повысили. Раз в год мы получаем 17 тысяч рублей - это покрывает чуть больше половины расходов только на питание. А медицинскую помощь, выходит, мы оплачиваем сами.
В месяц Зара «съедает» 2300 рублей, которые тратятся на корма: 600 граммов утром, столько же - вечером. Плюс нужны витамины и биодобавки. Ведь Зара - особенная собака, она постоянно в состоянии стресса, всегда начеку. Она воспитана следить за всем, что происходит вокруг хозяина.
- Бывает, нетрезвый гражданин проявляет к нам интерес, - говорит Игорь. - Как только он делает в мою сторону движение, Зара начинает рычать и лаять. И навязчивый прохожий сразу уходит. А дома Зара как хвост бегает за мной. Ни на минуту не оставляет одного.

Версия для печати