Недавно в Самару с гастролями приезжал театр «Современник». Художественный руководитель Галина Волчек в свое свободное время встретилась с родственниками Жизель Купез, история которой в конце 1990-х годов прогремела на всю Россию и Францию. Самарцы пожаловались гостье из Москвы, что живется им несладко...
Пожалуется Малахову
В 1997 году на канале РТР прошел сюжет об участнице французского Сопротивления Жизель Купез, переехавшей в нашу страну после войны с русским мужем, которого она спасла из плена. Эту передачу увидела режиссер Галина Волчек. Она даже захотела поставить о ней спектакль, но потом поняла, что будет крайне сложно воплотить те события на театральной сцене.
Однако Волчек не забыла о жизненном подвиге француженки и, приехав в Самару, решила пообщаться с ее потомками. Встреча прошла в отеле «Ренессанс», где жила вся труппа «Современника». Приехали 67-летняя дочь Жизель Купез, Екатерина Богдашкина, и ее правнуки Роман и Евгения.
За чаем они вспоминали, какой была Жизель. Позже к беседе присоединилась подруга Купез - Таисия Ельцова. Она вошла в зал с частушками: «Как у нашей у Рубежки в речке синяя вода, ты скажи, Жизель французска, как попала ты сюда?».
Галина Волчек поинтересовалась у родственников Купез, как они живут.
- Молча, - опустив глаза, сказала дочь француженки Екатерина Михайловна.
Богдашкины обитают в небольшой квартирке на улице Загорской. На 42 квадратных метрах ютятся Екатерина Михайловна, которая уже несколько лет не ходит, ее внуки Рома, Азамат и Евгения с гражданским мужем Закиром и двумя своими детьми. Пенсия у бабушки маленькая. У Евгении нет прописки, из-за чего она не может получать пособия на детей. Они хотели было поправить свое материальное положение, продав квартиру и дачу Жизель Купез в Рубежном. Но в итоге недобросовестный риелтор исчез с большей частью денег. Единственный кормилец большой семьи - муж Евгении. Кроме того, жилье нуждается в ремонте, нет отопления и ванной.
Выслушав печальный рассказ, Волчек возмутилась:
- Если в ближайшее время ничего не сдвинется с мертвой точки, я буду решать проблемы на столичном уровне. Первым делом обращусь за помощью в программу «Пусть говорят» Андрея Малахова, также к известному адвокату и телеведущему Павлу Астахову.
«На нас не обращали внимания»
Через неделю «Репортер» поехал в гости к семье Богдашкиных и узнал, как продвигаются их дела. Оказалось, что поход в госучреждения (поликлинику, органы опеки или администрацию района) с журналистами открывает все двери.
- На меня не обращали внимания, когда я ходила одна, - говорит Евгения. - Меня не хотят прописывать в квартире бабушки, потому что жилье не приватизировано. Детские пособия я тоже не могу получать, потому что нет прописки. Без нее я не могу получить даже медицинские полисы. И мы никак не могли вырваться из этого замкнутого круга! Также я просила врачей в поликлинике прийти к нам домой и оформить инвалидность Екатерине Михайловне, но никто не отозвался. Одна женщина со словами «Твоей бабушке недолго осталось» лишь дала визитку ритуальной конторы.
И все же бюрократические преграды удалось сломать. В поликлинике пообещали, что придет врач, который поможет с оформлением инвалидности Екатерине Михайловне. Скоро наведается и нотариус, чтобы составить документы для приватизации квартиры, и Евгения, наконец, сможет прописать себя и своих детей.
Справка
Француженка Жизель Купез во время Второй мировой войны спасла из плена русского офицера Михаила Шурыгина. В Париже у них родилась дочь Екатерина. В 1946 году Жизель согласилась уехать с мужем к нему на родину - в Сызранский район. Вскоре муж получил работу в совхозе «Рубежное», и семья переехала туда. Спустя несколько лет Михаил был осужден, а после освобождения бросил жену с ребенком. Плохо зная русский язык, Жизель могла устроиться лишь на черновую работу. Женщина хотела вернуться во Францию, но для этого, по советским законам, требовалось оставить дочь в России. Лишь в 1998 году ей удалось приехать во Францию. Родственники уговаривали Жизель остаться, но она вернулась в Рубежное. В мае 2002 года Жизель Купез-Шурыгина умерла. История ее жизни легла в основу сериала «Я дождусь».