7 мая первой независимой радиостанции города «Самара-Максимум» исполняется 20 лет. Мы не могли не поздравить своих коллег с такой знаменательной датой и напросились к ним в гости.
Сначала была дискотека
Нас встретил основатель и президент компании Константин Лукин. Первое, на что сразу обращаешь внимание, зайдя в студию, - это стены, сплошь увешанные фотографиями рок-звезд, побывавших в гостях у радийщиков.
- Со многими коллективами я был знаком еще до создания радио, - рассказывает Константин Лукин. - Я ведь 13 лет вел дискотеки в клубе «Удачный звук». Тогда познакомился с ребятами из «Машины времени» и «Аквариума». Еще мы проводили видеодискотеки, крутили иностранные клипы. Мне их записывал приятель из Таллина. У него принимался финский музыкальный канал.
Так продолжалось до 1990 года. Потом СССР распался, а вместе с ним приказал долго жить и «Удачный звук».
- В 1991 году мы с друзьями решили открыть телевизионный канал. Но процесс накопления стартового капитала шел тяжело. Тогда-то судьба свела меня с Юрием Соловьевым, начальником горсвязьнадзора. Он подкинул идею сделать радио, подсказал, как получить лицензию на вещание.
Директор «Дома молодежи» выделил Лукину сотоварищи кинобудку в здании. Там они соорудили студию, выложили на стены звукоизоляционную плитку, поставили оборудование, купили стандартный передатчик, сделали к нему усилитель, а на крышу установили антенну.
И 2 мая 1992 года радио «Самара» впервые зазвучало в эфире. Тогда в городе было всего две станции: Первая программа Всесоюзного радио и «Маяк», обе - государственные.
- Но официально мы празднуем день рождения 7 мая, потому что 2-го числа работали в автоматическом режиме, без диджеев. Кстати, 2 мая я забыл, что мы уже вышли в эфир! Весь день в машине слушал кассеты. А вечером подъехал к дому, вытащил кассету, автоматически включил радиоприемник. И вдруг услышал «Лед Зеппелин»! Я еще подумал - что за волна? А потом услышал свой голос: «Вы слушаете радио «Самара»! Долго же смеялся тогда!
Круче иностранцев
На радио сразу обрушился шквал звонков: люди оставляли заявки, передавали приветы. Телефон просто обрывался.
- Помню, как в эфир вышло первое объявление. Нам позвонил мужчина, у которого угнали машину, и попросил об этом сообщить. Конечно, мы это сделали бесплатно. Через некоторое время он звонил и благодарил. Его авто нашли благодаря нам!
В 1992 году Константин узнал, что одна американская компания собирается создавать радио «Максимум» во всех городах России. А «Самаре» как раз не хватало хорошего оборудования, которое и предлагали иностранцы. В 1993 году они стали сотрудничать. Так радио стало называться «Самара-Максимум».
- У нас было новейшее оборудование, огромная библиотека фонограмм и звуковых эффектов. Еще у нас была программа, которая делала психоакустическую обработку звука, то есть вырезались определенные частоты, неприятные человеческому слуху.
Со временем на радио начали появляться социально ориентированные программы: например, «Биржа труда» или «Семейный адвокат». В первой диджей в прямом эфире быстренько подыскивал людям работу, а во второй профессиональный адвокат давал юридические консультации.
- Потом о нас узнали за границей. И в 2001 году меня пригласили в Прагу на европейский форум независимого радиовещания. Там я читал доклад о радиовещании в России и рассказывал про «Самару-Максимум». Даже привез им отдельные записи эфиров. Все были поражены, что мы смогли совместить развлекательные и социальные темы. Оказалось, что до нас так никто не делал. Мы получили приз в номинации «За превосходство». Вот, кстати, и он, - Лукин показал на позолоченную табличку, висящую на стене.
Рядом «Репортер» заприметил снимок, где Лукин и солист группы «Назарет» Дэн Маккаферти изображали «Рабочего и колхозницу».
- Это были первые гастроли «Назарета» в Самаре. Я проводил им экскурсию по бункеру Сталина. И мы с Дэном как-то сразу сдружились, дурачились, шутили, про этот памятник вспомнили и решили его изобразить.
26,5 часов говорили о «Битлз»
- Однажды мы с Володей Сноповым (президент самарской «Битлз-ассоциации» - Прим. «Репортера») устроили в студии настоящий сейшн, - продолжал вспоминать былое Лукин. - Посвятили 26,5 часов (!) легендарной ливерпульской четверке. Ставили их песни, рассказывали про каждого участника, историю группы в целом. Жаль, не подали тогда заявку в российскую Книгу рекордов Гиннесса, наверняка бы туда попали.
Дальше мы прошли к месту, где обитает программный директор. Вокруг его стола — стеллажи, до отказа набитые дисками.
- Каждый день он составляет список песен, которые будут проигрываться в эфире. Делается это с помощью специальной программы, которая учитывает такие факторы, как день недели, время суток. К примеру, ранним утром все еще сонные, и чтобы слушатель взбодрился, диджей ставит больше энергичных композиций.
Рядом располагается студия, где не раз бывали звездные гости.
- Помню, мы как-то в прямом эфире провели семь часов с участниками группы «Машина времени» Евгением Маргулисом и Александром Кутиковым. Макаревич не приехал - он приболел и остался в гостинице. Но он всю ночь слушал радио, звонил нам, а мы его выводили в прямой эфир. Тогда с Кутиковым приключилась смешная история. Нам в студии положили новый ковролин, и он сильно электризовался. Когда Саша сел за стол и начал говорить, микрофон больно «ударил» его током по губам. Тот в эфире заорал: «Бл...дь! Ой, я это не говорил! Вы ничего не слышали!». Все в студии упали со смеха.
«Что это за волна?»
Основатель «Самары-Максимум» Константин Лукин накануне юбилея компании рассказал «Репортеру», как он забыл о первом своем эфире, и устроил экскурсию по радиостанции