Игорь Губерман: «Чувствую себя идиотом!»

Известный сатирик признался в Самаре, что не знает, как реагировать на аплодисменты

Фото:

На минувшей неделе поэт, автор известных сатирических четверостиший («гариков») Игорь Губерман презентовал самарцам «Пособие для беззаботных». Весь вечер он травил смешные байки и периодически учил публику материться.

Мат витает в воздухе
Творческий вечер Губермана проходил в Окружном доме офицеров. Писатель был пунктуален и вышел к зрителям ровно в семь часов. Свое выступление начал с предупреждений.
- Не люблю видеть на представлениях недоумевающие лица, - начал говорить поэт. - Такое случается, когда люди не знают заранее, что именно я буду говорить. Поэтому сразу вас предупреждаю о двух вещах. Первое: в моих стихах часто встречаются строки из классической русской поэзии, например, из Пушкина или Тютчева. Второе: у меня много мата. Бабушкам и дедушкам такие стишки очень нравятся. Они всегда хохочут. А вот представители интеллигенции среднего звена почему-то меня ругают за это. Ну, я вас честно предупредил! Теперь поехали!
После этого Губерман зачитал несколько «гариков», а зрители зашлись в хохоте.
- До меня из зала доносится чей-то нервный смех, - вдруг заявил поэт. - Я знаю, чей он! Это родители, которые боятся, что их дети будут говорить матом. Уверяю вас, что они будут знать его лучше, чем вы. Все эти слова «витают в воздухе».
В качестве примера Губерман рассказал историю про бабушку и ее «воспитанного» внука:
- Они вдвоем отправились в гости. Там мальчик читал наизусть первую главу «Евгения Онегина». Взрослые его хвалили, а бабушке говорили: мол, какой вежливый и умный парень растет. Пришло время расходиться по домам. А на улице зима, гололедица. Внучек, не задумываясь, говорит бабке: «Давай руку! Если что, надъеб...ся вместе!». Отмечу, что ребенок тогда еще не шастал по дворам с плохими мальчишками!

«Можно я с вами хотя бы выпью?»
Затем Игорь Губерман сказал, что вторая часть его творческого вечера всегда посвящена ответам на вопросы зрителей.
- Прошу вас писать мне записки, - обратился к самарцам сатирик. - На сцене стоит специальная коробочка. И не стесняйтесь писать мне истории, которые считаете интересными. Те, что мне очень понравятся, я напечатаю в своей следующей книге.
В зале возникла небольшая суета: женщины полезли в сумки искать ручки и листочки. Писатель тем временем рассказывал, на какие вопросы ему приходилось отвечать ранее.
- Иногда мне присылают просто потрясающие вещи. В Казани писали: «Заберите нас в Израиль. Готовы жить на опасных территориях. Уже обрезанные. Группа татар». А в Донецке одна женщина обратилась с просьбой: «А можно я с вами хотя бы выпью, а то я замужем». Мужчина из Архангельска спросил: «Существует ли всемирный еврейский заговор и как туда записаться?»
Затем Губерман с удовольствием рассказал одну из любимых историй, услышанную им из уст своей читательницы:
- Сидели за столом она, ее муж и семилетняя дочка. Последняя спрашивает у папы: «А что такое полный пи...ец?». Муж выпучил глаза, смотрел то на жену, то на дочь. А потом выдал: «Это когда все сложилось очень х...во!».

«Вы Губерман или просто гуляете?»
На такой, если так можно сказать, веселой ноте писатель объявил антракт. Через несколько минут он появился в фойе ОДО и начал раздавать автографы. Самарцы отдавали на подпись «самое дорогое» - только что купленные два тома новых «гариков». А через двадцать минут Игорь Губерман уже стоял на сцене и отвечал на записки.
- Прислали вопрос: «Радует ли меня узнавание на улицах?», - зачитал поэт и принялся отвечать. - Конечно, радует! У меня всегда была мечта, что меня начнут узнавать на улице. Она сбылась, когда мне стукнуло 70 лет. Я прогуливался по Дерибасовской улице в Одессе, как ко мне подошел один мужчина. Он сказал заветную фразу: «Я, конечно, извиняюсь, но вы Губерман или просто гуляете?».
Пика же своей популярности, как сказал сатирик, он достиг пару лет назад при следующих обстоятельствах:
- В туалете в Мадриде меня узнал русский турист. Мы с ним стояли рядом, плотно прижавшись к своим писсуарам. А все потому, что там висела надпись от уборщиц: «Не льсти себе - подойди поближе». Он наклонился ко мне и говорил на ухо какие-то умопомрачительные комплименты. Я боковым зрением заметил, что в это время он из одной руки перекладывает в другую, чтобы пожать мне руку. Я ушел первым!
Зрители интересовались, откуда у Губермана такой неисчерпаемый оптимизм.
- От отца достался. Он был рядовым служащим, которого сильно напугали 1937, 1949 и 1953 годы. Папа начал шутить так же, как я сейчас. Помню, когда я пил водку с друзьями, он подходил и говорил: «Гарик, тебя посадят раньше, чем ты этого захочешь!».
Затем Губерман признался, что он ужасно завистлив и что у него память совсем дырявая стала.
- Я много пишу про женщин, и люди интересуются, сколько же их у меня было. Знаете, я старенький уже, память плоха стала. А еще тут спрашивают, завистливый ли я человек. Мой ответ - да! У меня есть друг - московский поэт Игорь Артемьев. Если бы я узнал, каким образом он сочиняет свои изумительные четверостишия, я бы его отравил.
Расквитавшись со всеми записками, Губерман зачитал несколько стихов про Россию, евреев, любовь и старость. И около девяти вечера прощался с публикой под оглушительные аплодисменты.
- Спасибо большое, - кланяясь, говорил писатель. - Честно сказать, не знаю, как себя вести, когда мне аплодируют. Я стою и чувствую себя идиотом. Так что вы меня простите, но я пошел!

Справка
Игорь Губерман - советский писатель и поэт. Родился 7 июля 1936 года в Харькове. Прославился благодаря афористичным и сатирическим четверостишиям - «гарикам».
С конца 1950-х стал активно проявляться себя как поэт-диссидент. В 1979 году был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы. Судили Губермана как уголовника по статье за спекуляцию. С 1988 живет в Иерусалиме, часто приезжает в Россию, выступает на поэтических вечерах.

Версия для печати