Автокредиты станут дороже?

Эксперты прогнозируют стагнацию рынка продаж машин в России в ближайшее время

Программа государственного льготного кредитования закончилась, и проценты по автокредитам постепенно начали расти. Эксперты предупреждают - в ближайшее время стоит ожидать еще небольшого повышения ставок.

По оценкам «Русфинансбанка», в январе 2012 года средняя ставка на рынке автокредитования увеличилась на 1,5-2% без учета влияния госпрограммы. Такие данные приводил начальник отдела разработки продуктов департамента автокредитования банка Алексей Бессонов на прошедшей на днях в Москве конференции для маркетологов и аналитиков. При этом он отметил, что если учитывать влияние программы льготного автокредитования, то средняя ставка увеличилась еще больше.
- Нестабильность финансово-валютного рынка приводит к увеличению стоимости привлечения денежных средств для банков, и, как следствие, - к росту процентных ставок, - поясняет Бессонов.
Удорожание автокредитов в январе он также объясняет завершением части специальных программ с автопроизводителями. Например, фирменная программа автокредитования «АВТОВАЗа» Lada Finance в январе не действовала и была возобновлена только в феврале.
- По нашим прогнозам, это не последнее увеличение процентных ставок в 2012 году, - говорит Бессонов.
Завершение госпрограммы льготного кредитования, безусловно, сказалось на рынке автокредитования страны. По данным Минпромторга, в последний год действия программы доля кредитов, выданных в ее рамках, доросла примерно до трети всех выданных автокредитов.
По подсчетам исполнительного директора агентства «Автостат» Сергея Удалова, благодаря программе доля продаж машин в кредит от общего объема продаваемых автомобилей в 2011 году фактически вернулась на докризисный уровень - 30%.
В 2012 году российский рынок автокредитования, по прогнозам, вырастет на 24% и составит 1 млн 17 тысяч кредитов, заняв 35% в продажах новых автомобилей. Как отмечает Алексей Бессонов, докризисных показателей рынок автокредитования в нынешнем году все же еще не достигнет (в 2008 году в России было выдано 1 млн 347 тысяч кредитов, а их доля в продажах новых авто составила 46%).
Между тем, в 2011 году средняя сумма автокредита на рынке выросла, в среднем, на 15% (с 334,929 тыс. рублей до 382,254 тыс. рублей). По словам Бессонова, это объясняется аналогичным ростом средней стоимости покупаемых автомобилей.
- Кроме того, за счет включения в сумму кредита дополнительных пакетов услуг (таких, как страховка, продленная гарантия, дополнительное оборудование и др.) стоимость кредита увеличивается до 30-50% от стоимости автомобиля, - добавляет он.
Ждет снижение объема кредитов и «АВТОВАЗ».
- Безусловно, мы ожидаем небольшого снижения объема выданных кредитов, но со своей стороны принимаем меры к тому, чтобы предложить нашим покупателям автомобили «Лада» в кредит на специальных условиях, близких к тем, что были в период действия государственной программы субсидирования, - заявили агентству «Автостат» в пресс-центре автогиганта.
У завода существует собственная программа Lada Finance, по ней предлагают в общей сложности более 20 кредитных программ с различными условиями. Процентные ставки по этим программам составляют от 8,5% до 23% годовых.
Руководитель самарского филиала «Балтинвестбанка» Артем Маслов считает, что к концу года ставки по автокредитам вновь могут начать снижаться. В конце прошлого - начале этого года на рынке наблюдался очередной небольшой кризис ликвидности у банков. Из-за проблем в Европе рынок западных заимствований для российских банков закрылся, и пришлось привлекать деньги у населения, увеличивая ставки по вкладам. Это не могло не сказаться на кредитах - чем дороже деньги банк покупает, тем дороже он их и продает.
- Сейчас происходит стабилизация на рынке, - говорит банкир. - Ставки по вкладам уже постепенно пошли вниз. В итоге через определенный промежуток времени это даст результат: ставки по кредитам также снизятся.

Рынок подержанных машин продолжает функционировать и развиваться. Однако в случае покупки уже не нового транспортного средства покупатель не может получить все гарантии производителя. Именно поэтому нужно серьезно подходить к выбору.
Дешевле всего машину можно купить у специализированной компании, которая предлагает поддержанные авто в кредит или по объявлению в газете. Также недорого распродаются на аукционах изъятые (например, за долги) автомобили.
Следует учитывать, что автомобили, продающиеся дилерами, должны иметь на лобовом стекле этикетку, информирующую о цене и представляемых гарантиях. При этом, лучший возраст для таких авто до 4х лет.
При осмотре авто следует уделять внимание деталям. Вопросы могут быть, например, про расходомер воздуха ауди 100, датчик температуры охлаждающей жидкости, дверные замки, стеклоподъемники и т.д.
После осмотра авто нужно протестировать машину в пробной поездке. В процессе следует обратить внимание на рулевое управление, тормоза, двигатель, передачу, выхлоп и подвеску.
При покупке рекомендуется внимательно изучить договор.

Версия для печати