Прошел почти год с тех пор, как в Самаре начал работать многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. За это время свои филиалы здесь открыли 24 органа власти федерального, регионального и муниципального уровня, а количество людей, ежедневно обращающихся в окна МФЦ, выросло в несколько раз. В чем секрет популярности нового формата общения с властью? И как справляются с наплывом заявителей городские службы?
Единая служба
Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым обслуживание обратившихся сюда граждан происходит в одном месте. Человеку больше не нужно ходить по инстанциям и платить посредникам. Достаточно просто подать пакет документов, и в условленный срок вы гарантировано получите результат.
В МФЦ оказываются услуги по четырем направлениям: социальная защита населения, регистрация прав на недвижимость и сделок с ним, определение или подтверждение гражданско-правового статуса заявителя и регулирование предпринимательской деятельности.
Число услуг растет каждый месяц, и на середину марта этого года их перечень содержал уже 190 наименований.
Молодой семье — доступное жилье
Семья жительницы Самары Ксении Ивановой решила получить от государства субсидию на улучшение жилищных условий. Раньше для этого нужно было побегать по инстанциям, чтобы собрать все справки. Теперь достаточно обратиться в окошко МФЦ, где сначала вам расскажут, какие документы могут потребоваться, а после — если в этом будет необходимость, сами же их и подготовят.
- Мы с мужем и маленьким ребёнком живём на Красной Глинке, - говорит Ксения. - И для подачи документов на субсидию нам потребовались выписки из ЕГРП (справки о наличии либо отсутствии недвижимого имущества). Вчера мы пришли в МФЦ, проконсультировались, какие документы потребуются для получения выписки.
На следующий день Ксения получила талончик на обслуживание, и меньше чем через час у нее уже приняли документы. Затем пришлось немного «погулять» - ведь на изготовление документа тоже требуется определённое время. Но вскоре нужная бумага была на руках у молодой мамы.
- Успела все сделать до обеда, - говорит она. - Если бы обратилась в Регпалату, то неизвестно сколько пришлось бы прождать.
Комфортное ожидание
Действительно, преимущества обращения в МФЦ очевидны. Это и отсутствие необходимости собирать дополнительные справки, и оперативное информирование заявителя о текущем состоянии его очереди, а также тот факт, что все государственные и муниципальные услуги предоставляются здесь на бесплатной основе. Граждане, обратившиеся сюда, оплачивают только государственную пошлину. При этом помещение самарского МФЦ адаптировано для инвалидов и маломобильных граждан, есть удобный лифт, кресла, и даже буфет, где можно за приемлемую цену быстро и вкусно подкрепиться в ожидании своей очереди.
На втором этаже работает отделение почтовой связи, где можно без комиссии оплатить услуги мобильной связи, отправить корреспонденцию, бандероль или почтовый перевод. Ну и, наконец, здесь же можно получить дополнительные услуги — отксерокопировать нужный документ, оплатить госпошлину, выйти в интернет и даже получить услуги нотариуса.
- Представьте себе ситуацию, когда человек пришел подавать налоговую декларацию, но вдруг вспомнил, что может сократить свою налогооблагаемую базу, - говорит директор самарского МФЦ Александр Иванов. - К примеру, у вас есть ребенок, который учится в институте. Как правильно подготовить документы на налоговый вычет? Наши специалисты помогут консультацией, оформлением формы 3-НДФЛ.
Работа с людьми и для людей
«Репортер» лично убедился в том, что в самарском МФЦ действительно все сделано для людей. На первом этаже у стойки информации нас встретили милые работницы учреждения. Здесь каждого встречают улыбкой, узнают о цели прихода и помогают в информационном киоске получить талончик, где указан номер и окно, в которое, в зависимости от конкретной ситуации, вам следует обратиться.
Оператор самарского МФЦ Мария Харитонова, работающая здесь с самого открытия, признается, что приоритетной задачей для нее и ее коллег является именно помощь гражданам.
- В день ко мне обращается примерно около десяти человек, - говорит Мария. - Иногда люди приходят в расстроенных чувствах и даже получив то, что хотели, порой выплескивают на нас весь накопившийся негатив. Мы же наоборот, всегда стараемся общаться с людьми вежливо, корректно, выслушиваем их. Собственно, нас специально обучали тому, чтобы мы могли вникнуть в проблему человека, адекватно ответить на любой его вопрос.
Прямая речь
Александр Иванов, директор Самарского МФЦ
- Основные функции МФЦ — это предоставление услуг, обеспечив заявителю максимально комфортные условия, создание безбарьерной и, конечно же, антикоррупционной среды. Необходимо быстро принять заявителя, понять, чего он хочет, взять у него документы и отправить их в работу. Дальше система работает без его участия. И в соответствии с теми сроками, которые определены законом, гражданин получает на руки требуемый документ. Каждый раз, когда возникают какие-то задержки - а это случается крайне редко — мы стараемся детально разобраться, что стало их причиной.
Техническое оснащение и вооружение нашего центра — одно из лучших в стране. При проектировании, строительстве, обеспечении инженерными коммуникациями и системами защиты информации мы сотрудничали с лучшими специалистами в этой области. Но сегодня мы ощущаем острую нехватку — как мощностей, так и персонала. Ведь изначально, когда самарский МФЦ еще только проектировался, ежедневная его посещаемость планировалась в пределах 800 человек в день. На данный момент в дни «пиковых нагрузок» у нас фиксируется до 3200 обращений, то есть больше в четыре раза. Соответственно, наши операторы вынуждены в день принимать гораздо больший объем заявлений.
Сегодня общая численность наших сотрудников, если считать вместе с Кировским филиалом, составляет 120 человек. В ближайшее время, мы надеемся, в городе будут открыты новые филиалы - в идеале они должны быть в каждом районе города. Это достаточно трудоемкий процесс, требующий больших финансовых вливаний. Но мы стараемся не терять времени, и на базе самарского МФЦ сегодня обучаются специалисты, которые в дальнейшем будут задействованы в работе районных подразделений. Также на стажировку к нам приезжают операторы из районов области, где уже функционируют или только готовятся к запуску муниципальные центры предоставления госуслуг.
Станислав Казарин, первый заместитель Правительства, руководитель департамента информационных технологий и связи Самарской области:
- Для человека все должно быть прозрачным. И многофункциональные центры по предоставлению государственных и муниципальных услуг (сокращенно МФЦ) изначально создавались с целью того, чтобы в рамках одного окна, одного оператора, по упрощенной системе оказывались бы все услуги, которые на данный момент имеет право получить гражданин. Будь это заказ выписки из ЕГРП, получение паспорта или предоставление земли за рождение третьего ребенка. Причем, комплект документов, которые гражданин обязан предоставлять в окно, с 1 июля должен значительно сократиться. Всякого рода справки операторы будут запрашивать уже не у получателя услуги, а у соответствующих структур и ведомств.
Сегодня мы видим, что в муниципалитетах, где уже открылись МФЦ (20), первичный прием граждан ведется в комфортных, удобных помещениях. Здесь есть удобные подъезды для инвалидов, комнаты для детей, туалеты. Такие центры в ближайшее время должны появиться во всех районах, в каждом городе. А в крупных мегаполисах, таких как Самара и Тольятти – по несколько штук.
Для удобства граждан, проживающих в районе Металлурга, в конце декабря прошлого года по адресу ул. Свободы, 192 было открыто Кировское отделение МФЦ. Большая часть услуг здесь также, как и в центральном офисе, предоставляется по принципу «одного окна».
С полным перечнем услуг, предоставляемых МФЦ, можно ознакомиться на официальном сайте http://mfc-samara.ru/
Цифра
55 тысяч человек обратилось за услугами в самарский МФЦ в феврале 2012 года.
Здесь каждого встречают улыбкой
Количество услуг, предоставляемых в самарском МФЦ, приблизилось к двум сотням