С 1 февраля этого года в Самарской области запущена опытная эксплуатация системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ). Новая схема работы госструктур призвана минимизировать бюрократическую волокиту и избавить граждан от изнурительных очередей за справками в различных инстанциях.
Система межведомственного электронного взаимодействия должна быть внедрена во всех субъектах РФ с 1 июля 2012 года. Она предполагает, что все необходимые документы и справки при получении той или иной государственной или муниципальной услуги органы власти будут запрашивать друг у друга, а не у обратившегося гражданина. Перед официальным запуском системы ее было решено апробировать в трех регионах, в числе которых оказалась и Самарская область. Не в последнюю очередь этот выбор был сделан по причине того, что наш регион занимает шестое место в России по готовности к переходу на СМЭВ в части оказания государственных услуга и первое - по муниципальным.
В качестве эксперимента было решено задействовать 20 наиболее востребованных населением государственных и муниципальных услуг в трех сферах: социальной защиты, занятости населения и земельно-имущественных отношений. Органы власти в тестовом режиме будут обмениваться 14 видами документов в электронном виде.
- В процессе перехода на СМЭВ мы обнаружили, что вполне можем отказаться от некоторых документов, требуемых сегодня при оказании переводимых нами в электронный вид услуг, - говорит заместитель председателя Правительства Самарской области, руководитель департамента информационных технологий и связи Станислав Казарин. - Это пережитки, никому не нужное наследие, избавлять от которого – необходимо. Таким образом, происходит оптимизация взаимодействия общества и государства, власть становится более прозрачной, а жизнь гражданина – проще и комфортнее.
Посмотреть, как отрабатывается технология СМЭВ, сегодня можно на втором этаже самарского МФЦ. Здесь работает экспериментальная площадка, где размещаются различные федеральные ведомства.
Одним из первых полную готовность перейти на СМЭВ показало управление Росреестра. С 1 октября 2011 года по настоящее время сюда уже поступило 2,5 тысячи запросов о выдаче сведений из ЕГРП от различных госструктур.
- По сути это заявители, которые не обратились в наши приемные, - говорит руководитель Управления Росреестра по Самарской области Вадим Маликов. - При этом сроки отработки интернет-запросов и запросов, принятых при личном обращении, одинаковые. А вот размер платы за предоставление этой информации отличается - справки и выписки, получаемые в электронном виде, - дешевле. Однако, несмотря на это, принятые нами заявления по СМЭВ на предоставление информации из реестра прав составляют около одного процента от общего числа обращений. Согласитесь, статистика довольно скромная, как и в целом по России. В общем, есть, над чем работать.
В основном, запросы по каналам межведомственного электронного взаимодействия в Росреестр приходят от Федеральной миграционной службы, которая в свою очередь, тоже заявляет о своей готовности работать в электронном формате.
- Сейчас наше программное обеспечение функционирует в тестовом режиме, - говорит начальник УФМС по Самарской области Валерий Яковлев. - При этом помимо Росреестра, нашими контрагентами выступают МИД России, ФНС России и МВД России.
Бегать за справками не надо!
Электронный межведомственный документооборот упростит жизнь простых самарцев