20 февраля Департамент безопасности дорожного движения МВД РФ рекомендовал сотрудникам ГИБДД лишать водителей прав за использование самовольно установленных ксеноновых фар. Решение вызвало огромный резонанс в стране. Первым в Самарской области эту меру испытал на себе 28-летний владелец «девятки» из Автозаводского района Роман Ханимов.
Узнал поздно
В последнее время он зарабатывает на жизнь частным извозом и полтора года назад заменил в авто лампочки фар на ксеноновые.
- Мне часто приходится выезжать на междугородние трассы, - объясняет Роман свое решение о смене ламп. - Фары там быстро пачкаются. Потом грязь засыхает, и фары светят слабо. А температура нагрева ксеноновых лам меньше, чем у спиральных. Они не так сушат фары. В общем, спокойно себе ездил. Тем более, что такие же нештатные ксеноновые лампы стоят на некоторых машинах ДПС, и они по этому поводу не парятся.
Роман признался, что, как и многие водители, не слышал об ужесточении ответственности за использование ксенона. А когда узнал, было уже поздно...
Забрали права
- Ночью 27 февраля на улице 40-летия Победы, когда я ехал домой, меня остановил экипаж ДПС, - продолжает Роман. - Инспектор спросил, в курсе ли я, что ксенон запретили. Я сказал, что нет. Тогда он объяснил, что теперь его использование карается 3-й частью статьи 12.5 «КоАП РФ» и показал мне кодекс. Там значилось наказание в виде лишения прав от полугода до года. Я стал спорить. В итоге инспекторы продержали меня около часа. Даже хотели снять номера. Закончилось все тем, что я снял лампы, инспектор их изъял, составил протокол и забрал у меня права. На руки мне дали временное удостоверение и предупредили, что в течение 10 дней придет повестка в мировой суд.
Неправильная квалификация
Права водителя Ханимова в суде защищал представитель Межрегионального общественного движения «Комитет по защите прав автомобилистов» в Самарской области Сергей Слюсарев. В беседе с «Репортером» он сразу признался, что ждал подобного развития событий с ксеноном.
- Хорошо, что первое подобное дело в стране попало к нам, - говорит юрист. - Попади оно к кому-нибудь другому или пойди водитель в суд без адвоката, результат был совсем иной. Права стали бы изымать пачками.
На суде, который состоялся 12 марта, Сергей Слюсарев смог доказать, что часть 3 статьи 12.5 КоАП РФ, предусматривающая лишение водительских прав, применена в отношении его подзащитного неверно. Он убедил суд переквалифицировать 3-ю часть на 1-ю, которая, по его мнению, и соответствует совершенному Ханимовым правонарушению. Эта часть Кодекса предусматривает максимальное наказание в виде штрафа 100 рублей.
Но есть нюанс...
Дабы разъяснить, почему суд принял его мнение, Слюсарев обратил внимание «Репортера» на текст той самой «жесткой» части статьи, которую сейчас гаишникам рекомендуется применять за нештатный ксенон.
Название части 3 статьи 12.5 КоАП РФ таково: «Управление транспортным средством, на передней части которого установлены световые приборы с огнями красного цвета или световозвращающие приспособления красного цвета, а равно световые приборы, цвет огней и режим работы которых не соответствуют требованиям Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения».
- Обратите внимание на вторую часть предложения, - говорит Слюсарев. - Получается, чтобы тебя лишили прав, должен быть нарушен цвет огней и режим работы. Одновременно. Ведь в тексте стоит союз «и»! Если бы был союз «или», то тогда правонарушение имело бы место или при неправильном цвете или при неверном режиме. А по ПДД у нас цвет световых приборов либо белый, либо желтый, либо оранжевый. А ксенон при температуре до 6,5 тысяч Кельвинов светит белым. После 6500 он уже начинает отдавать синевой. У моего подзащитного лампы были под 5000 Кельвинов и, естественно, он был белый. То есть нарушения не было! По режиму работы: в ПДД прописаны режимы ближнего, дальнего и постоянного света. То есть все световые приборы должны работать в постоянном режиме, кроме аварийной сигнализации и поворотников. А ксенон не моргает, значит, режим постоянный. И тут у моего подзащитного нарушения нет. Роман совершил совсем другое правонарушение - самовольно установил ксеноновые лампы, не предназначенные для световых приборов его автомобиля. Это нарушение прописано в Основных положениях по допуску транспортных средств к эксплуатации. Но здесь не говорится ни о свете, ни о режиме работы. Это правонарушение попадает под часть 1 статьи 12.5 КоАП РФ.
Материалы дела были направлены обратно в ГИБДД для определения размера штрафа - в компетенцию суда не входит решение такого вопроса.
А ГИБДД против
В отделе ГИБДД по Автозаводскому району, сотрудники которого выписывали протокол Ханимову, не согласны с решением суда.
- Сейчас по этому поводу готовится письмо в прокуратуру, - сообщил «Репортеру» начальник отдела Роман Носков. - В нем мы выражаем свой протест по поводу переквалификации дела. И в дальнейшем намерены обжаловать решение мирового судьи в высшей инстанции.
Кстати, сейчас отделы автоинспекции рассылают в СМИ письма, в которых указано, что с 1 апреля в Самарской области за использование нештатного ксенона водителей будут привлекать к ответственности по части 3 статьи 12.5 КоАП РФ. То ли еще будет...
- 6 марта начальники ГИДДБ Москвы и Московской области решили никаких мер по ксенону не принимать, - рассказывает Сергей Слюсарев. - Руководители инспекции Санкт-Петербурга также считают, что разъяснения по ксенону не совсем правильные. То есть люди понимают, что перегнули палку. Дело в том, что никаких законодательных поправок по поводу ксенона в КоАП РФ законодательно не вносилось. Просто гаишники самостоятельно решили по более жесткой статье наказывать. Но в Самарской области ужесточения будут применять уже с 1 апреля. Однако теперь суды будут оправдывать людей.