В ходе операции «Автобус» самарские автоинспекторы тщательно проверяют весь пассажирский транспорт - от «маршрутки» до трамвая. Во время последнего рейда газелист на глазах «Репортера» допустил несколько нарушений, за что был оштрафован на 500 рублей.
«Вас снимает скрытая камера»
- Выезжать нужно рано утром. Когда народ спешит на работу, газелисты чаще нарушают ПДД, - предупредили «Репортера» в отделе пропаганды ГИБДД Самары.
Ровно в восемь утра «Репортер» встретился с инспекторами у автостанции «Аврора». Мы садимся в вазовскую легковушку без милицейской маркировки и отправляемся следом за первой попавшейся маршруткой. Перед гаишниками стоит задача - заснять на камеру и на фотоаппарат нарушения, которые допускает водитель по ходу маршрута. А на конечной водителю покажут фотки-вещдоки и расскажут, в чем именно он не прав.
Мы направляемся за «Газелью», следующей по второму маршруту. Нарушения не заставили себя долго ждать. На остановке «Дом молодежи» водитель перестроился в соседний ряд, позабыв включить «поворотники». Тут же раздался щелчок объектива.
- Это одно из самых типичных нарушений, - поясняет старший инспектор гостехнадзора ГИБДД УВД Самары, капитан милиции Роман Данилин.
И точно. На пересечении Гагарина и Революционной «двойка» снова переместилась в левый ряд, не просигналив об этом. А еще через пару минут, когда поток остановился на светофоре, из «Газели» выпрыгнул паренек. Он заметил, что его снимает «скрытая камера». Но предупредить водителя не успел.
- Так, высадка пассажира вне остановки. Заснято, - констатирует Роман Данилин. - Это нарушение допускают достаточно часто. Люди даже не подозревают, какой опасности они себя подвергают. Тем более, сейчас много больших сугробов и высоких снежных насыпей, из-за которых водитель может не увидеть внезапно оказавшегося на дороге пешехода. Однажды мне приходилось оформлять ДТП, когда вот так женщина попала под троллейбус.
Секреты «добрых» газелистов
«Черт, мы его упустили!» - закричал водитель. Выехав на Московское шоссе, наш экипаж чуть не потерял маршрутку из виду. Показалось, что водитель заметил слежку и оторвался от нас. Но нам повезло. Московское шоссе в начале девятого утра оказалось на удивление пустым. Нам быстро удалось догнать «двойку».
- Интересно, а сколько человек у него салоне? Вдруг перегруз? - поинтересовался «Репортер».
- Сзади прекрасно видно, перегружена «Газель» или нет, - делится инспектор. - В этой машине, думаю, даже есть свободное место. Вообще, водители «Газелей» идут на всякие ухищрения: затемняют боковые стекла, вешают шторки, чтобы сбоку не видно было спин пассажиров. Но они не учитывают главного - когда в салоне больше 13 человек, машина тащится, как переполненный грузовик. Тут уж никакие хитрости не спасут.
Сотрудники ГИБДД говорят, что стоять в маршрутках и даже сажать на колени детей крайне опасно. Например, 18 марта на перекрестке Московского шоссе и улицы Советской Армии в ДТП попали автобус и «Газель». Пострадал 4-летний мальчик, которого мама держала на коленях - он ударился лицом. К счастью, обошлось без серьезных травм.
Автоинспекторы постоянно выявляют излишне переполненные микроавтобусы. Последний такой рейд проходил 22 марта. Инспектор отдела пропаганды ГИБДД УВД Самары Татьяна Катынская рассказала «Репортеру», как утром в течение часа они остановили пятерых «добрых» газелистов за нарушения правил перевозки пассажиров - люди в салоне ехали стоя.
- Работать в одном месте имеет смысл 10-15 минут, - говорит Татьяна Катынская. - Потом срабатывает корпоративная солидарность водителей, они по мобильнику сообщают друг другу: «Осторожно, гаишники там-то!» - и их коллеги мгновенно превращаются в законопослушных участников движения. Однажды я сама видела, как, услышав предупреждение других водителей, газелист, не доезжая до остановки, высадил восьмерых пассажиров прямо на дороге! Причем одна выходившая из этой маршрутки женщина на руках держала грудного ребенка.
Нарушать стали меньше?
Продолжаем разговор. Вот на перекрестке ул. Мичурина и проезда Масленникова из «нашей» маршрутки на светофоре выпрыгнула женщина. Следующий «экспонат» для нашей коллекции нарушений был заснят на пересечении Масленникова и Ново-Садовой. Девушка в сиреневой курточке чудом не угодила к нам под колеса. А через несколько минут при повороте с проспекта Ленина на ул. Осипенко водитель вновь забыл включить «поворотник».
- Это на сколько он уже нарушил? - спрашивает наш фотограф.
- Приедем, посчитаем, - отвечает инспектор. - Кстати, когда только начали практиковать такую слежку, нарушения были гораздо более грубыми и их было намного больше. Помню, в свой первый рейд я за один маршрут зафиксировал 17 нарушений.
Вот к остановке «Макдональдс» бежит девушка. Она явно не успевает в «двойку», за которой мы наблюдаем. Водитель уже отъехал, но, заметив бегунью, остановился. Садясь в маршрутку, девушка оказалась в нескольких сантиметрах от джипа, который уже начинал движение. Слава богу, не задел ее.
А на ул. Льва Толстого «Репортер» увидел, как из другой маршрутки, ехавшей по 41-му маршруту, высаживались люди из второго ряда...
«Надоела бестолковость людей»
На конечной «двоек» у сквера Высоцкого Роман Данилин подошел к водителю маршрутки, представился. Коллеги газелиста сразу поняли, что произошло. «Ну что, Валера, ты у нас сегодня звезда? Когда в газете-то читать?» - подкалывали они товарища. Инспектор же предложил шоферу посмотреть фото, чтобы ознакомиться с нарушениями. Валерию Мартынову было уже не до шуток.
- Я 30 лет за рулем, а такое вижу впервые,- говорит Валерий Владимирович, пока капитан милиции выписывает штрафы. - Хватит меня фотографировать! Не так уж много нарушений я допустил. Знаете, как мне надоела бестолковость людей? Народ у нас непонятливый, особенно молодежь. Сколько ни говори им не выпрыгивать на перекрестках - толку нет. Меня никто не слушает. Ну что я могу сделать?
- Вы же водитель! - парирует Роман Данилин. - А если кто-то из пассажиров захочет руль покрутить и не спросит у вас? Просто вы не понимаете своей ответственности. Если, выйдя из вашей маршрутки, человек попадет под колеса другой машины, отвечать придется вам. Не можете заставить пассажиров прислушиваться к вам - скажите хозяину, чтобы он сделал в вашей машине автоматическую дверь.
Инспектор насчитал Мартынову пять нарушений, за них он должен будет заплатить штраф в 500 рублей. В «Газели» -13 мест, стоимость поездки в «двойке» - 15 рублей. За день работы на машине хозяина шофер получает примерно 600 рублей, 1500 рублей он отдает начальнику. Получается, Валерий Мартынов в тот день почти ничего не заработал. К слову, «Репортеру» показалось, что инспекторы пожалели шофера. Нарушений по нашим подсчетам оказалось побольше.
Кстати, с 2003 года по сегодняшний день Валерий Мартынов 38 раз нарушил правила дорожного движения. Он брал пассажиров, когда в салоне не было свободных мест, не предоставлял преимущество движения пешеходам, не пристегивался ремнями безопасности сам и разрешал ехать без ремня пассажирам на переднем сидении.
«Репортер» предложил инспекторам от сквера Высоцкого отправиться в еще один рейд. Но гаишники объяснили, что это бессмысленно. Уже все газелисты Самары наверняка знают о нашей слежке...
За трамвай держатся
Как оказалось, гаишники проверяют и водителей трамваев. Сотрудники ГИБДД говорят, что вагоновожатые нарушают реже газелистов. Во-первых, это происходит потому, что их гораздо чаще проверяет начальство. А во-вторых, они больше держатся за работу. Им есть что терять: зарплата опытного вагоновожатого - 20-25 тысяч рублей плюс соцпакет. «Это значительно больше, чем в милиции», - подмечают инспекторы.
«Тише едешь - меньше получишь»
Главные дорожные беспредельщики, по словам инспекторов, - водители, работающие на 38-м маршруте. Говорят, там у шоферов девиз: «Тише едешь - меньше получишь». А получать все хотят много. Поэтому, пользуясь удаленностью от центра города, водители часто ездят наперегонки, плюя на пассажиров и ПДД. Во время гонок позволяют себе сворачивать во дворы, чтобы срезать путь.