Перебрал с кефиром
Дорожное дежурство «Репортера» началось на посту ГИБДД в поселке Мехзавод. В компании трех инспекторов и кинолога с собакой по кличке Гэлэкси, в простонародье — Гера. И сразу четвероногому милиционеру нашлась работа. Он тщательно обнюхал багаж, обнаруженный в салоне иногородней машины. Не учуяв ничего подозрительного, Гера отправился в свою будку. А кинолог Лена - помогать инспекторам регистрировать различные документы.
До поры до времени ничего интересного не происходило. Пока в десятом часу вечера инспектор не остановил у поста вазовскую «семерку». От водителя Алексея Еремеева разило спиртным. К тому же у парня не оказалось никаких документов. Пассажиры «семерки», решив выручить приятеля, уехали в неизвестном направлении и через час вернулись с его правами. Водителя, ожидавшего все это время в машине, привели на пост.
Лейтенант Игорь Жуков насадил одноразовый мундштук на трубку инфракрасного спектрофотометра (прибор, измеряющий количество паров алкоголя в выдыхаемом человеком воздухе — Прим. «Репортера»). И Алексей сделал глубокий вдох. Выдохнул. Через несколько секунд техника показала, что в крови у 29-летнего жителя села Романовка Кошкинского района имеется алкоголь в количестве 0,36 промилле. Что означает: прощай, права.
Еремеев работает в Димитровграде водителем, в Самару приехал в гости. Чувствует себя совершенно трезвым, пиво, по его словам, пил вчера. Ему придется еще раз приехать в Самару в гости. Только теперь - к мировому судье, который и решит, на какой срок лишить его прав управления транспортным средством. Алексей принял свою участь смиренно, не спорил и не злился. Домой парня повез один из его пассажиров, у которого были права.
А вскоре пришлось дышать в трубочку 25-летнему безработному самарцу Александру Яшникову. У этого горе-водителя оказалось 200 мг/литр алкоголя на выдохе.
- А может быть, это от кефира? - наивно спрашивал молодой человек, когда-то, видимо, слышавший, что в этом молочном продукте содержится спирт.
- Может, если ты его литров 15 выпил, - парировал инспектор.
«Как я его в стульчик посажу?»
Тем временем на посту составляют протокол на другого молодого человека. Он вез ребенка без специального удерживающего устройства. Парень понимающе кивает: мол, я работаю спасателем и знаю, что безопасность - это очень важно. Но от штрафа в 500 «деревянных» раскаяние его не спасает.
Вскоре у столика инспектора мнется водитель «Инфинити», ожидая, когда милиционер заполнит бланк. На дисплее компьютера высвечивается личная карточка водителя. Видно, что гражданин предпочитает дорогие иномарки. Однако как положено перевозить детей - не знает.
- Ему уже десять лет, как я его в стульчик посажу? - осторожно вопрошает мужчина. Пришлось ему объяснять, что для таких детей существуют иные удерживающие устройства - бустеры, например. После того как водитель понял, что можно обойтись ремнем и подложить под попу ребенку подушку, очень обрадовался и уплатил штраф тут же по терминалу.
Почти каждый час по рации объявляют в розыск какой-нибудь автомобиль. То за наезд на пешехода, то угнанный. Инспектора запоминают госномера моментально. Хорошая память на цифры - их профессиональная особенность.
Ближе к полуночи милиционеры задерживают излишне тонированный BMW-528. Водитель - высокий парень, представившийся Ильей Александровичем, нервничает и громко возмущается. Мол, только что мимо проехала такая же, полностью тонированная, машина - и ничего! А к нему придираются. Илья Александрович все больше заводится и угрожает гаишникам «большими» друзьями. Но инспектора - народ к угрозам привычный. Получив на руки квитанцию, нарушитель выбегает с поста, и через пару секунд его иномарка с визгом срывается с места...
Маленькая Колумбия
На пост ГИБДД, что между Зубчаниновкой и Смышляевкой, «Репортер» приехал в надежде увидеть десятки пьяных водителей, которые ровными рядами едут мимо инспекторов. А те их штрафуют, штрафуют, штрафуют… Но нас ожидало разочарование.
Оказывается, пьяный за рулем здесь сегодня такая же редкость, как человек без мобилы. А все потому, что некоторые законы у нас придумывают все-таки головой. Вот взяли и стали отбирать права у любителей заложить за галстук. И тут же народ за рулем стал соки-воды потягивать. А говорят, самая пьющая нация!
Конечно, бывают индивидуумы. Но попадаются они, по словам гаишников, в основном в городе, рядом с кабаками да на набережной. Здесь же, как сказали сами инспекторы, «вместо пьяных за рулем у них наркоманы за кустом». Как-никак, положение обязывает: окраина Зубчаниновки - это наша маленькая Колумбия.
Чудеса фантазии
Если торговцы дурью идут пешком, то это, конечно, забота наркоконтроля. А вот если инспектор останавливает машину, а там подозрительные водитель или пассажир – тут уж, как говорится, надо брать их за жабры.
- Женщины в плане транспортировки наркоты менее изобретательны, - рассказывает лейтенант по имени Сергей. – Сунет пакет в карман - и почесала. Одна такая недавно сразу 100 грамм несла – не донесла. Взяли мы ее. Мужики же постоянно что-нибудь эдакое придумывают. Но все равно попадаются.
Так, один наркокурьер примотал сразу несколько доз к собственному достоинству с помощью скотча. Держалось, говорят, крепко.
У другого долго не могли найти пакет с дозой, хотя точно знали: есть. Раздели. Ничего. И тут милиционеров осенило. Они заставили задержанного сесть на корточки, и через пару секунд из пятой точки показался краешек целлофанового пакета. По идее – это статья и срок. Но только после того, как содержимое изучит экспертиза. А так, на глаз, ничего доказать нельзя. Может, у него там секс-массажер с тальком? Пойди докажи, что нет! Задержанный оказался товарищем ушлым и прекрасно это понимал. Поэтому принялся запихивать сверток обратно. Борьба шла с часу ночи до половины шестого утра. Курьер ломался как мог, но все-таки сломался. И снесся. Потом он рассказал инспекторам, в день ему надо грамм героина. Притом, что разовая доза составляет 5-10 миллиграмм. Как говорится, без комментариев.
Вспомнили гаишники еще один любопытный случай. Однажды рядом с постом проводили операцию сотрудники наркоконтроля. Остановили подозрительную машину. Не сдави боец УФСКН кадык курьера, тот проглотил бы 9 грамм белой смерти и кайфанул бы в последний раз.
Забыл, как прав лишали
Помимо наркоманов и наркокурьеров, немало хлопот сотрудникам ГИБДД доставляют водители, которые не пристегиваются. Старший лейтенант Гали Гафуров остановил светлую «шестерку» с грязными разводами на кузове. Посветил фонариком в салон – вдруг там боевики с пулеметом?
Затем обошел машину и открыл заднюю правую дверь. Сперва оттуда показалась перемотанная бинтом рука, затем голова ее обладателя. Как и водитель, уроженец Таджикистана Азаджон Обидов, пассажир был строителем. Он утверждал, что ехал пристегнутым, но когда машину остановили на посту, снял ремень безопасности. К таким отмазкам гаишники уже давно привыкли и способ борьбы с ними нашли.
- Отстегнулись, говорите? – вскинул вверх брови Гали Гафуров. – Ну тогда пристегнитесь обратно. Посмотрим, как у вас это получится.
Естественно, ничего не вышло, поскольку пассажир сидел на ремне. Пришлось Обидову познакомиться со старшим наряда – лейтенантом Максимом Даниловым.
- Я не могу оплатить штраф, - посетовал Азаджон. – У меня нет с собой 500 рублей. Но я назад через час поеду – сразу заплачу.
Максим кивнул. Хотя по правилам оплатить штраф можно в течение 40 дней, гостей из ближнего зарубежья гаишники предпочитают раскошелить как можно скорее. Для этого на посту и находится терминал. Потому что потом найти таких должников, кочующих по городам и весям, бывает сложнее, чем иголку в стоге сена.
- Хорошо, - пошел навстречу инспектор. – Какой у вас телефон?
- «Сименс», начальник, - ответил строитель и принялся искать в записной книжке собственный номер.
Тем временем Максим пробил Азаджона по компьютерной базе данных.
- Ого! Да вас уже дважды прав лишали!
- Не два, а один, - возразил нарушитель. – В 2008 году, в Чапаевске. Инспектор на принцип пошел, права забрал.
- Ну как так один! – Максим привык доверять компьютеру больше, чем словам водителей. – Вот у меня здесь написано, что в 2005 году в Самаре был лишен прав. Что ты меня обманываешь?
- Нет, вот в 2008 году лишали, да. А что раньше было – я не помню, - стоял на своем Азаджон.
Впрочем, к таким чудакам инспекторы привыкли. Бывает, улыбаются милиционеры – люди-то все разные.
«Завязка» не спасла
Еще один интересный товарищ попался в руки инспекторов уже через полчаса. Александр, лишенный в свое время прав за вождение в нетрезвом виде, с тех пор завязал с выпивкой. На этот раз он попался на другом. Гаишники тормознули его ПАЗик для проверки документов. И оказалось, что у водителя они просроченные. Справились о нем по базе - всплыли два неоплаченных штрафа.
Пришлось Александру свинчивать номера со своего автобуса.
- Сам виноват, - заметил Гали Гафуров. – Мог бы вовремя подсуетиться и все оплатить. Так нет же. Теперь ему не позавидуешь. Сперва отвезем его в город, он у нас в камере посидит до утра. А утром мировой судья решит, что да как. У него все шансы сесть на срок до полумесяца. В тюрьму, которая возле мясокомбината за Заводским шоссе. Там кого только нет – бомжи, гастарбайтеры. Мужик один отсидел, пришел домой, жене с сыном вшей подарил. Так что там совсем не айс.
С Александром пришлось повозиться. В автобусе ехали двое его сыновей. Поэтому лейтенант Владимир Бондарев на служебной машине отконвоировал семью домой и привез Александра обратно на пост для составления протокола.
Разыскивается... автобус!
Пока Владимир ездил с Александром, пост напоминал разворошенное гнездо. Постоянно приходили люди, каждый со своей проблемой. Приехали два друга, которые стукнулись машинами возле универсама в Приволжском микрорайоне. Просили помочь оформить ДТП, чтобы получить страховку.
Пришел парень оплатить штрафы. Теперь на всех постах стоят терминалы, где можно также заплатить за Интернет, кабельное телевидение и положить деньги на мобильник. Максим Данилов вспомнил, что однажды на пост приехал мужчина и оставил в терминале 6000 рублей за выписанные ему штрафы.
Вообще, сейчас пост ГИБДД компьютеризирован по максимуму. В дальнем уголке стоит компьютерная система слежения. Машина проезжает под камерой, система фиксирует ее номер и скорость, с которой она шла. В конце смены превысившие скорость оформляются единым списком, и им домой приходит уведомление об оплате штрафа. К нему прикладывается снимок с камеры наблюдения – одно из главных доказательств нарушения. На фото отчетливо виден госномер.
Рация не замолкает здесь ни на минуту и вещает на разные голоса. Главным хитом смены стало следующее сообщение: «Внимание всем постам! За совершение ДТП в Самарском районе разыскивается автобус «Мерседес», госномер такой-то».
Уже под конец смены на пост приехал встревоженный водитель.
- Там человек на дороге лежит, - сказал он. – Надо оттащить с проезжей части, да посмотреть, как он там - живой или нет?
Дело было серьезное. Но оказалось, что лежит бедняга на трассе аж возле Кировского моста. Проще было передать по рации коллегам, которые находятся поближе.
- Вот ведь люди, - искренне удивлялись гаишники. – Видишь, что человеку плохо – ты подойди, помоги. Может, через минуту уже поздно будет. Нет, надо проехать мимо, а потом нас искать, чтобы мы сделали то же самое, что мог бы и он сам. Только гораздо раньше.