Кто стал миллионером?

Человек, нашедший потерянные борскими почтовиками деньги, пожелал остаться неизвестным

Четверым работникам почты Борского района Самарской области предъявлен гражданский иск. Если суд докажет их вину, им предстоит возместить материальный ущерб в пользу федеральной почтовой связи. Следствие не смогло доказать, что деньги были не потеряны, а украдены.

Здание Борского почтамта

Мешок и дверь
4 марта мешок с 1 миллионом 20 тысячами рублей, по словам водителя курьерской «Газели» Валерия Гаршина, выпал из задней двери машины по пути из Борского в Богатое. Самое удивительное, что когда «Газель» прибыла в конечный пункт назначения, эта дверь оказалась запертой! Сам водитель объяснил это так:
- Мешок с деньгами, который находился в грузовом отсеке автомобиля, скорее всего, ударился о замок. И дверь на ходу открылась, когда машина подскочила на кочке. А когда я проезжал через «лежачего полицейского», дверь снова захлопнулась. Так что ничего странного в этом нет.
Кстати, следственный эксперимент, проведенный позже сотрудниками РОВД, показал, что задняя дверь действительно могла самостоятельно захлопнуться.
Районная милиция сразу сообщила о пропаже денег в Богатовский межрайонный следственный отдел (МСО) СУ СК при прокуратуре РФ по Самарской области.
- Мы полагали, что имеются признаки халатности, - сказал и.о. начальника РОВД Валерий Фролов. - Но через какое-то время дело нам вернули.

Накажут по-разному
Итак, в возбуждении уголовного дела по статье «Кража в особо крупном размере» в отношении Гаршина, а также ехавших вместе с ним в автомобиле почтальона Владимира Позднякова и грузчика Александра Кузнецова, было отказано. Не нашли состава преступления и в действиях людей, которые отправляли ценный груз из Борского почтамта в Богатовский.
Но возвращать же миллион кто-то должен! В день пропажи денег директор Управления Федеральной почтовой связи Самарской области (УФПС) ФГУП «Почта России» Нина Фетисова назначила ведомственное расследование.
По его итогам Гаршина обвинили в том, что, не являясь старшим по рейсу, он получил деньги из главной распорядительной кассы почтамта и взял «лишнего» человека - грузчика. Поздняков (именно он был ответственным за рейс) должен был принять мешок в кассе и загрузить в машину. Оператор же этой кассы Ольга Войко виновата в «передаче денег ненадлежащему лицу», а начальник участка по обработке почты Татьяна Пьянкова - в «бесконтрольности за погрузкой и отправкой ценного груза».
Самарский филиал «Почты России» подал на них гражданский иск. Вчетвером они должны возместить около 950 тысяч рублей в пользу федеральной почтовой связи.
Остальные 70 тысяч поровну уже возместили начальник Борского почтамта Татьяна Чернышева, которую наказали за «необеспечение сохранности денежных средств при их транспортировке», ее заместитель Н. Челяпина и главный бухгалтер О. Лобанова. Кстати, Чернышева вскоре после инцидента ушла работать в пенсионный фонд.
Интересно, что месячная зарплата ответчиков Позднякова, Войко и Пьянковой (за исключением Гаршина - он получал меньше двух тысяч) не превышает 6-7 тысяч рублей. Изначально ответчики, в случае решения суда не в их пользу, должны были возмещать материальный ущерб в равных долях. Но потом «Почта России» настояла на том, что у каждого из обвиняемых должна быть своя мера ответственности.
21 июля в Борском районном суде состоится очередное заседание по этому иску.
- Налицо попытка истца возложить свою вину, в которой усматривается 293-я статья УК РФ (халатность, допущенная должностными лицами), на рядовых работников почты, - говорит адвокат водителя Гаршина Олеся Хавшабо. - На сотрудников, не получивших за длительное время работы ни одного дисциплинарного взыскания! Причем сумму истцы «поделили» на четверых обвиняемых без внятных аргументов.

Версия водителя
Что же все-таки произошло в тот злополучный день? Свою версию произошедшего рассказывает водитель Валерий Гаршин, который по совместительству являлся также и сопровождающим почтальоном.
- Я отвечаю за мешок, а не за конкретную сумму денег в нем. Расписался за него старший по рейсу - Поздняков. Я получил оружие, затем подогнал машину. Зашел на почту, заглянул в кассу, там мне и дали мешок. Из кассы я вышел вместе с Поздняковым. Я ему говорю: «Иди за грузчиком, а я сейчас мешок положу в машину». Он ушел, а я открыл дверь грузового отсека «Газели» и кинул деньги далеко от двери. Закрыл на ключ, забрал Позднякова и грузчика Кузьмина. И мы вместе поехали в Богатое. Там попросил ребят выйти, чтобы они помогли мне припарковаться. А когда вышел сам, то с трудом смог открыть заднюю дверь. Денег среди мешков муки и туалетной бумаги, которые мы везли, не обнаружил.

Туалетную бумагу все-таки нашли
Поиски, которые тут же предпринял экипаж, ни к чему не привели.
Позже выяснилось, что, вопреки требованиям инструкции, деньги почему-то не прошли участок по обработке страховой почты, сортировке и доставке корреспонденции и печати Борского почтамта.
- Мы и не предполгали, что порой просто сумасшедшие деньги перевозятся почтовиками с нарушением, как показала наша проверка, ведомственных инструкций, - сказал «Репортеру» и.о. начальника районной милиции Валерий Фролов. - В частности, деньги перевозятся вместе с мукой и т. д. Их надо перевозить в сейфе, зафиксированном в грузовом отсеке машины.
Он также объяснил, почему, по всей видимости, было отказано в возбуждении уголовного дела в отношении курьеров. Дело в том, что на пути следования «Газели» на улице Победы в Борском была обнаружена туалетная бумага, которую вместе с деньгами везли почтовики. Кроме того, якобы нашелся свидетель, который видел, как в этом месте какой-то мужчина что-то загружал в свою «девятку».
Удивительно, но уволенный с почты (как и трое остальных ответчиков) Гаршин еще около месяца возил деньги, а позже переводом устроился на другую работу. Видимо, устал рисковать жизнью и отвечать за огромные деньги, получая 1900 рублей в месяц...

Валерий Фролов
Александр Кузнецов
Валерий Гаршин

Версия для печати