Самарские автолюбители ринулись в дилерские центры за новыми машинами. Каждому, кто захочет принять участие в программе, за дряхлого «железного коня» дадут сертификат на 50 тысяч рублей, которые вычтут из суммы покупки нового авто. Таким способом власти хотят убить двух зайцев: помочь населению пересесть из развалюх на новенькие машины, и поддержать отечественного производителя. Что из этого получится - скоро узнаем.
Обновляем автопарк!
Статистика гласит, что возраст около половины машин, колесящих по городам и весям нашей необъятный страны, превышает 10 лет.
Власти давно говорят, что автопарк надо обновлять. Например, за счет предоставления скидок при покупке новых авто. Но если бы не кризис, неизвестно сколько бы эта говорильня продолжалась.
Сегодня программа утилизации старых машин запущена как пилотный проект. Из госказны выделено 11 млрд руб. на утилизацию 200 тысяч «лошадок». Прогнозы о том, как быстро будет выбрана эта квота, разные. Некоторые эксперты, например, пророчат, что сертификаты разойдутся по рукам в течение первых двух месяцев. Хотя программа и действует до 1 ноября 2010 года.
«Репортер» решил собственными глазами убедиться в том, насколько интересно для населения такое предложение. Мы отправились в один из дилерских центров, которым в реализации программы отведена особая роль. Они должны принимать старые автомобили, доставлять их до пунктов утилизации и выдавать гражданам сертификаты.
Наплыв покупателей
ОАО «Автоцентр-Тольятти-ВАЗ» - один из 18 тольяттинских дилеров, включенных в общероссийский список Минпромторгом РФ.
Уже на подходе к центру было не протолкнуться – вся площадка заставлена машинами. В самом зале полно людей. Одна группа мужчин знакомилась с информацией на специальном стенде. Другая уже сидела за столом и заполняла бланки. Толчея образовалась и возле стола администратора. «Это еще немного народа, - говорит молодой тольяттинец Борис Жестяев. - Вчера, когда я приезжал на разведку, было гораздо больше».
- Сегодня ажиотаж был с самого утра, все, видимо, хотят быть первыми, - поясняет директор автоцентра Алексей Моисеев. - Мы не думали, что будет такой наплыв потенциальных покупателей. Рассчитывали на 100-200 человек в месяц. Но за первые три дня уже приняли 500 заявок. Даже возникла проблема: не хватает машин требуемой комплектации и цвета. Сейчас формируем заявку на завод. А когда автомобили поступят, всех клиентов обзвоним и пригласим, чтобы оформить покупку.
Треть заявок на «классику»
Такому потоку людей в дилерские центры есть объяснения. Многие из собственного опыта знают: стоит замешкаться, как тебя обойдут и все сливки снимут.
Кроме того, подогрел ажиотаж и «АвтоВАЗ», который накануне 8 марта заявил, что готов продавать «классику» при наличии сертификата на утилизацию за 99 тысяч руб., а «Калину» - за 199 тысяч руб. в базовой комплектации. Также, кто купит «Приору», «Калину», компенсируют 3000 рублей, которые нужно заплатить за утилизацию старого авто. Эти расходы завод взял на себя.
Из разговоров с людьми, пришедшими в автоцентр, мы убедились, что большинство намерены приобрести именно вазовскую продукцию.
- У меня сейчас «четверочка», ездил на ней 11 лет, - говорит пенсионер Николай Гладков. - Хочу купить «пятерку» или «семерку», на большее денег нет.
Супруги Елена и Ильдар Сальниковы присматриваются к Lada Samara.
- Хотелось бы «четырнадцатую» приобрести, наша «шестерка» по техпаспорту мне ровесница, - говорит Ильдар. - Я работаю водителем, вазовские машины знаю. Если что, сам отремонтировать смогу. А возьмешь иномарку - встанешь и будешь думать, что делать.
Сергей Игнатьев рассказал, что пришел оформить заявку за отца:
- У него старенький «уазик», решил его поменять. Сертификат получим, я денег добавлю, и будет ездить на новой. Жаль вот только, что здесь только цены на вазовские автомобили. Хотелось бы узнать, по какой цене можно купить машины других производителей.
Директор центра Алексей Моисеев подтвердил большой спрос на продукцию ВАЗа:
- Около трети заявок – на «классику», 25% - «Калину». Причем, приходят люди с «живыми» деньгами, и только 10-15% покупателей оформляют кредит. Кстати, прежде, чем сдать машину в утиль, хозяину необходимо снять ее с учета. Сейчас мы ведем переговоры с ГИБДД, чтобы их сотрудник находился у нас в салоне. Как только продажи приобретут массовый характер, думаю, процесс оформления ускорится. Тогда сдать старый автомобиль и приобрести новый можно будет за один день.
Конкуренты интересуются
Не меньше, чем у репортеров, интерес к происходящему в дилерском центре проявлял и мужчина, назвавшийся Геннадием Борисовичем. Он не только общался с сотрудниками автосалона, но и подсаживался за столик, где оформляли заявки.
Как выяснилось, мужчина работает на рынке подержанных авто. И ему, разумеется, хочется знать, насколько активно люди расстаются со старыми машинами.
- Наш народ запасливый: купил «десятку», а «копейку» не продает. Она стоит в гараже, жалко расставаться. Сейчас начали вытаскивать из загашников. Но я думаю, что рынок подержанных авто останется. Много машин, которые невыгодно сдавать в утиль, и много людей, у которых нет средств на новые машины.
«Она для нас как домашний питомец»
Самарец Владимир Самыкин с болью в сердце решился сдать свой автомобиль в утиль
Свою 12-летнюю «девяносто девятую» Владимир продать не может уже много лет. Дело в том, что машина собрана из узлов и агрегатов (есть соответствующая запись в ПТС), то есть из запчастей от других марок автомобилей. И по закону оформить на другого человека ее невозможно. Поэтому утилизация - единственный шанс для самарца расстаться с верой и правдой служившей ему 9 лет «ласточкой».
Мечта сбылась, но...
В 2001 году сбылась моя мечта — я стал автовладельцем, – рассказывает Владимир. - На новую машину денег не было, но эта «красотка» была то что надо! На тот момент она была «навороченной»: салон от «десятки», панель приборов от «пятнадцатой». Я стал ее третьим хозяином. Тому факту, что автомобиль «собран из узлов и агрегатов», я сначала не придал значения. Но через год подобные автомобили запретили ставить на учет.
Возвращение домой
Конечно, машину можно было отдать кому-то из родственников или друзей по доверенности. Но рисковать Владимир не стал. За любые нарушения и аварии могут привлечь к ответственности собственника автомобиля.
В 2005 году Владимиру удалось продать свой «трансформер» знакомому. И тут же купил иномарку. Но через два года знакомый попросил забрать машину обратно, поскольку не мог ее продать. Так «девятка», как сам ее называет Владимир, вернулась домой. Укрощать ее пришлось супруге, которая только что получила права. Для начинающего водителя старенькая, но все еще находившаяся в прекрасной форме машина подходила как нельзя лучше.
Я уже смирился с мыслью, что машина останется у нас до конца своих дней. И превратится в семейную реликвию. Думал так: сын как раз подрастет, а я ее отремонтирую. Да и жаль было с ней расставаться. Она стала для нас домашним питомцем, другом. Часто выручала, особенно зимой. Там, где иномарка застревала, «девятка» проходила без проблем.
Реальная возможность
О программе по утилизации Владимир узнал в прошлом году и сразу начал собирать информацию.
Появилась реальная возможность сдать машину государству и при этом почти ничего не потерять. Взамен ведь дается сертификат на 50 тысяч рублей на покупку отечественного авто, а рыночная стоимость моей «девятки» сейчас около 60 тысяч.
Владимир вышел на одного из самарских дилеров, принимающих участие в программе, - компанию «Самара-Лада». Оказалось, что только в эту организацию уже обратилось около тысячи человек, жаждущих сбагрить автохлам.
Требования
Главное требование к сдаваемому в утиль автомобилю одно - машина должна быть отечественной сборки, не моложе 10 лет и «своим ходом» заехать на площадку центра. Также в машине должны быть в наличии агрегаты, которые обеспечивают ее работоспособность: двигатель, аккумулятор, радиатор...
Сейчас Владимир ждет звонка от дилеров, которые рассматривают его заявку. Документы уже готовы — нужны всего лишь техпаспорт и паспорт хозяина автомобиля. Еще Владимиру придется выписать доверенность на организацию, которая примет автомобиль, чтобы его сняли с учета.
Отдавать верную «девятку» под пресс Владимир будет скрепя сердце.
Она никогда не ломалась без предупреждения, всегда «вовремя», – говорит Владимир. - И никаких проблем при ремонте не возникало. Грустно, конечно, расставаться с ней. Но пусть уж такая участь, чем кто-нибудь будет ее бить. Если машину у меня не возьмут, то я особо не расстроюсь. Восстановлю кузов, сделаю красивую аэрографию, поставлю гидроусилитель, и лет через десять сын сядет за руль. А я буду ездить на ней на рыбалку и использовать машину в хозяйстве - для грузоперевозок.