Усталые женщины не могут остановиться, рассказывая, как ищут своих сыновей больше десяти лет. Раиса Исмагилова, Нина Екатеринчева и Зинаида Илюшина обошли все инстанции, написали кипы писем и получили ответы-отписки-отказы. У них одна цель в жизни - найти близких. Живыми или мертвыми.
Труп рассказал о самоубийстве
Женщины познакомились, обивая пороги многочисленных кабинетов в милиции и прокуратуре. В бесконечных очередях нашли и других товарищей по несчастью - матерей, отцов, бабушек, которые ищут своих родных. У кого сын пропал, у кого внучка. 16 человек, объединенных общей бедой.
Все пропавшие - молодые люди 20-35 лет. Все ушли на работу и не вернулись. Никого не нашли. Родители считают, что не нашли. Потому что они своих детей в морге не опознавали и не хоронили. Но каждый из них через некоторое время после пропажи получил уведомление, что тело обнаружено и где-то похоронено за государственный счет...
Сын Раисы Ивановны, Владимир Исмагилов, также пропал после того, как утром ушел на работу. Мать хватилась не сразу: жили отдельно. Побежала по друзьям и знакомым. Те разводили руками - мол, давно не видели. Написала заявление в милицию, объявили в розыск, потом возбудили уголовное дело. А затем начался настоящий детектив.
- Мне выдали постановление о прекращении уголовного дела, - рассказала Раиса Исмагилова «Репортеру». - Такой путаницы я не встречала. Там сначала написано, что обнаружен труп В. Исмагилова. А потом этот «труп» рассказывает следователю, как его зовут, где живет. Картину рисуют такую: моего сына с проломленной головой якобы нашла некая женщина во дворе дома на улице Нагорной. Следователь приехал и у сына «отобрал объяснения». Получается, что мой сын с пробитым черепом рассказал, как он зачем-то поехал в Кировский РУВД, вдруг испугался милиционера и, как написано в постановлении, «побежал в сарай и несколько раз ударил себя по голове кирпичом, от чего потерял сознание». Дальше мой сын подробно поведал про семейную жизнь, про то, как раньше пытался покончить жизнь самоубийством. А дальше идет фраза: «данные объяснения Исмагилов не подписал, так как находился в полусознании....» То есть рассказать смог, а подписать уже нет?
Таких противоречивых мелочей в официальных бумагах много. Оружие самоубийства - то кирпич, то кирка. Человек то жив, то мертв. То его отвезли в больницу им. Семашко, то данных о его поступлении там нет. Но больше всего цепляет такая нелепость. Следователь, зная имя и адрес, не сообщил родственникам, а просто вынес постановление о захоронении трупа Исмагилова как невостребованного.
«Мама, это я...»
История Нины Екатеринчевой очень похожа на вышеописанную. Ее сын ушел утром на работу и не пришел вечером домой. Мать съездила на работу, обежала знакомых... Разница только в том, что Андрея якобы сбила машина. Также ни опознания тела, ни выдачи тела родным - ничего. Кто установил, что человек, сбитый машиной, который скончался в больнице, именно Андрей Екатеринчев? В документах значится, что по фотографии его опознал тот водитель, который и сбил.
- Почему водителю дано право устанавливать личность моего сына? - возмущается женщина. - Не меня вызвали на опознание, а дали фото кому-то незнакомому. Я просила возбудить уголовное дело, мне отказывали. Требовали, чтобы в каких-то найденных трупах я признала своего сына. Я не раз ездила в морг. Не он! Милиционеры грозились не выпустить из кабинета, пока не подпишу опознание. В итоге дело было прекращено. Сын считается захороненным за счет государства. А через несколько лет после пропажи сын мне позвонил! Три слова сказал: «Мама, это я...», и положил трубку. Просто дал понять, что жив. Где же он? Может, в рабстве?
Отсидела за «убийство» брата
Третья история еще хлеще. Пропал парень. Его сестру обвинили в убийстве, девушка отбыла пять лет в колонии. Ни доказательств, ни опознания тела. Основания для обвинения - показания двух наркоманов.
- Они от своих показаний потом отказались, - вздыхает мама пропавшего, Зинаида Илюшина. - Сказали, что под давлением написали «поклеп» на мою дочку. Но этот факт нигде не учли, к делу не приобщили. Незачем было сестре брата убивать.
Нюансов в этой истории много. Но та же схема: в опознании тела матери отказали с формулировкой «материалами дела доказано, что это ваш сын». Это как? Даже по описанию Андрей Илюшин не похож на того, кто лежит в могиле под его именем.
- И рост у моего сына другой, и цвет волос, и размер ноги. В общем, дочку обвинили и посадили. Уже после того, как она отбыла срок, я пыталась добиться эксгумации тела. Не верю я, что в той могиле лежит мой сын. Не видела я его мертвым, не хоронила.
Эти женщины не требуют ничего сверхъестественного. Либо ищите - это работа розыскных отделов, либо предъявите тело. Они хотят просто знать правду. Если умер - похоронить и на могилку ходить. Если жив - а они до сих пор надеются, что сыновья живы, - найти.
В ГУВД Самарской области числится 1331 человек, которые пропали без вести. Как сообщили «Репортеру» в пресс-службе Главка, 70-80% от этой цифры - граждане, утратившие родственные связи. Например, люди, которые уехали и больше не общаются с родственниками. Так в Тольятти 86-летняя бабушка обратилась в милицию, чтобы нашли ее мужа, с которым она рассталась в 1972 году. А сейчас ей понадобилось получить информацию о бывшем супруге, чтобы внуки могли оформить принадлежавшую ему дачу. Сейчас таких обращений очень много из-за необходимости оформить квартиры и земельные участки.
Остальные - это те, кто исчез действительно по неизвестной причине. Большинство из них находят через год-два. К сожалению, редко живыми.